В самом начале века город имел в длину две версты, а в ширину — около одной. По описанию того времени, «улицы меж домами кривы и беспорядочны, или, лучше сказать, улиц совсем нет, потому что каждый двор стоит особливо; а меж ими помещено несколько юрт или мазанок». Под строениями города насчитывалось земли 297 десятин и 50 саженей.
Общий вид г. Якутска и его строений довольно правдоподобно представляет Ричард Карлович Маак, бывший в Якутске в 1854 г. Его характеристика типична для всего описываемого периода, и потому считаем нелишним привести здесь выдержки из его описания. “Дома в городе все деревянные… улицы большею частью маленькие и кривые, только одна главная улица (Большая улица) идёт довольно правильно с севера на юг на протяжении около двух вёрст… Вообще, архитектура домов в Якутске незамысловатая и показывает, что хозяева вовсе не заботились об их изяществе, а смотрели на них как на необходимое убежище от холода. Многие дома в городе имели наружные крыльца на тротуары и галереи с навесами”.
Улицы города и их состояние были довольно непривлекательные. Во время дождей летом почти на всех улицах бывает непроходимая грязь. Много застойных ям, наполненных гниющей водой, точно так же не выравнивались возвышенности, образовавшиеся от старинных строений, и нагромождавшийся на них сор образовывал холмы, по «коим зимой на санях, а летом на телегах безопасного проезда иметь нельзя».
Набережная у Малого рынка была недоступна ни прохожему, ни проезжему. Из земли торчали бревна от обрубов и крайне небрежно были устроены мостки. В конце 60-х гг. XIX в. обратили внимание на Талое озеро. Вода в нём была гнилая и заражала воздух. В целях уничтожения озера в мае 1869 г. по распоряжению губернатора (Василия Константиновича Бодиско) жителям было строго предписано, чтобы они не вывозили мусор и навоз на берег р. Лены, а заваливали ими Талое озеро. Жители города энергично принялись за это дело, и наконец дошло до того, что в октябре 1869 г. был издан приказ о воспрещении сваливать отбросы в озеро, и последнее в этих целях было обнесено изгородью. С такими фактами мы встречаемся и позднее. В 1907 г. некоторые домовладельцы бесцеремонно унавоживали улицы города не только сором и навозом, но и нечистотами отхожих мест.
Помимо всего этого, самые улицы города использовались горожанами в хозяйственных интересах. Так, в конце 30-х гг. XIX в. администрация неоднократно указывала жителям на недопустимость загромождения участков перед дворами на улицах всякого рода строительными материалами. Покупая паузки, барки и прочий лес, жители, несмотря на обширность дворов своих, всё это складывали на улицах перед домами. Ввиду всего этого администрация не раз предпринимала меры к благоустройству и улучшению улиц и домов города. Мероприятия в этом направлении начинаются с первой половины XIX столетия. Летом 1816 г. по распоряжению областного начальника Михаила Ивановича Миницкого силами местных арестантов произведены работы по улучшению главной Никольской улицы (ранее Полицейская, ныне Ярославского), и было предписано, чтобы все «худости» на улицах и площадях города исправить посредством накладки тальника и березняка, «связывая оные в аршины приличной пропорции», и засыпать поверх землей и песком. С этой целью для улучшения состояния улиц даже был введен особый сбор с владельцев лошадей, приезжающих в город.