ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера
им. Ем. Ярославского»
Дом музей «Якутская ссылка»

Дом-музей «Якутская ссылка» – памятник истории республиканского значения. Дом был построен в 1880 г. зажиточным якутом Ф. П. Романовым и находился на ул. Портовской (позднее ул. Романовка, а с 1943 г. – ул. Ярославского). В 1902 г. в этом доме жил политссыльный В. П. Приютов, известный в столице фотограф. В 1904 г. здесь произошёл вооруженный протест политссыльных, вошедший в историю как «Романовский протест».

18 февраля 1951 г. в этом доме был открыт историко-революционный музей, который назывался «Большевики в Якутской ссылке». Инициатором создания музея был А. Д. Сыроватский, старший научный сотрудник отдела советской истории, известный краевед и историк. Музейная экспозиция знакомила с жизнью и революционной деятельностью большевиков.

С 1950-х по 1980-е годы музей имел особое значение для идеологической работы. Ему отводилась важная роль в пропаганде социалистических идей и установок, господствующих в тот период. Освещение революционной истории и текущих событий носили исключительно политизированный характер. Экспозиция была расположена в семи залах и освещала жизнь и революционную деятельность большевиков. Один из залов полностью был посвящён вооружённому протесту политических ссыльных в 1992 г.: воссозданы фрагменты баррикад, интерьеры комнаты политссыльных и т.д.

В 1990-е годы, во время социально-экономического и общественно-политического кризиса – как и во многих музеях бывшего СССР, возникла необходимость перепрофилирования музея. В 1994 г. была организована обновлённая экспозиция об истории политической ссылки в Якутии, где освещалась не только революционная, но и просветительская деятельность ссыльных декабристов, марксистов, социал-демократов и большевиков. Одним из главных достижений музея в этот период было стремление к более объективному освещению революционной истории с учётом появления различных политических партий.

В 2004 г. музей был закрыт на капитальный ремонт и перепрофилирование.

В мае 2012 г. к 125-летию Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского Дом-музей открыт с новой экспозицией «Якутская ссылка», где отражены основные события истории ссылки в Якутии с середины XVII в. до марта 1917 г. Впервые показаны, кроме политических и религиозных ссыльных, уголовные ссыльные.

Автором концепции экспозиции является заведующая филиалом Н. К. Гоголева при научном консультанте доктора исторических наук, профессора, академика РАЕН, гл. научного сотрудника СВФУ П. Л. Казаряна. В экспозиции использованы документы из Национального архива РС(Я), а также фотографии и предметы из фондов музея.

О новой экспозиции

Действующая экспозиция состоит из четырёх разделов.

Первый раздел представляет историю возникновения и распространения ссылки в Ленском крае со времени присоединения Якутии к Русскому государству.

В Ленском крае ссыльные образовывали внесословную группу, на них не распространялись многие правовые нормы государства. Ссылка, возникшая как карательная мера, с первых десятилетий XVII в. преследовала и задачу хозяйственного освоения земель за Уральским хребтом.

Со второй половины XVIII в. ссылка приобрела массовый характер, и вся территория Сибири стала местом для каторги (Прииртышский край, Забайкальский край, Охотский порт).

По культурному уровню, образу жизни, трудовым навыкам, отношению к окружающему миру уголовные, религиозные и политические ссыльные отличались друг от друга. Каждая из этих категорий ссыльных по-разному влияла на жизнь и духовный мир местного населения.

В экспозиции показана сторожевая будка на Иркутско-Якутском тракте, мимо которого партии ссыльных этапировались по зимнему тракту в Якутск. После реставрации ведущим реставратором музея В. Е. Протопоповым впервые показан уникальный предмет конца XVIII в.: зерцало – трёхгранная тумба для вывешивания императорских указов, которая ставилась в общественных местах.

Центральное место в разделе экспозиции занимает доска для телесных наказаний конца XIX в. Здесь также впервые демонстрируются портреты высокопоставленных ссыльных в Якутский край: графини А. Г. Бестужевой-Рюминой, её брата графа М. Г. Головкина и многих других знатных лиц. Таким образом, с первой половины XVIII в., в период дворцовых интриг, ссылка в Якутский уезд обретает новое качество – она становится инструментом внутренней политики царского двора.

Во втором разделе представлены религиозные ссыльные, осуждённые за преступления против православной веры – старообрядцы, духоборы, иконоборцы, скопцы.
С середины XIX в. Якутская область становится местом массовой ссылки религиозных преступников, которые признавались особенно вредными и подвергались лишению всех прав состояния. По отчету губернатора за 1881 г. в Якутской области раскольников разных толков было 1395 человек, в том числе: скопцов – 1211; приемлющих священство – 134; не приемлющих священство – 22; молокан – 19; духоборов – 8; иудействующих – 1.
В 1884 г. общее число ссыльных и прибывших вместе с ними членов их семей составляло 7948 человек, из них раскольники разного толка – 1540 человек. По численности они уступали только уголовным ссыльным (4725 человек).

По прибытии в Якутскую область религиозные сектанты водворяли свои отдельные поселения в инородческих улусах округов области. Так, появились 12 скопческих и 27 старообрядческих селений. Их деревни, особенно скопческие, отличались добротностью домов, сельскохозяйственных строений. Будучи наделёнными землёй как за счёт казённых дач, так и инородческих улусов, они занимались земледелием.

В Якутской области религиозные ссыльные имели определённое влияние на развитие нетрадиционных видов хозяйствования, строительных работ и ремесел. Они отличались от других категорий ссыльных (уголовных и политических) мирным нравом, добропорядочностью и трудолюбием. Среди них было много каменщиков, столяров, строителей, токарей, слесарей, сапожников, портных, столь необходимых области.

Главной заслугой ссыльных сектантов стало то, что они, наряду с русскими крестьянами, доказали возможность успешного ведения сельского хозяйства и внедрили на территории края земледельческую культуру.

Ссылка религиозных сектантов в Якутскую область была мерой предупреждения раскола в империи, принятой исключительно в интересах существующего строя. Сектанты подвергались суровому испытанию. Несмотря на трезвый трудовой образ жизни и нравственную устойчивость, в северном крае они встретились с материальными трудностями, бытовой неустроенностью и гонениями по любому поводу. В правовом отношении религиозные ссыльные находились в самом худшем положении среди сосланных.

В Якутской области из сектантов мало кто перешёл в православие. Ссылка как карательная мера борьбы с сектантством не достигла цели. Среди ссыльных были случаи перехода в другое запрещённое вероисповедание, а также отправления обрядов разных сект. Государство, сослав раскольников в отдалённые места, тем самым отделило их от основной массы населения и в определённой мере ослабило их влияние на окружающих. Но полностью прекратить распространение сектантства в России не удалось.

В экспозиции широко показаны орудия земледелия и предметы домашнего обихода русских крестьян – земледельцев, т.е. их вклад в развитие хлебопашества и продвижение земледельческой культуры на Севере.

Впервые экспонируются надмогильный камень скопчихи Устиньи Прюкель, найденный летом 2011 г. на Мархинском кладбище сотрудником Института антропологии и этнографии РАН С. А. Иниковой, а также деревянная скамейка на витых чугунных ножках скопцов конца XIX в., обнаруженная в с. Марха зав. отделом археологии и этнографии В. В. Поповым.

Третий раздел показывает уголовную ссылку.

Ленский край становится местом ссылки за разные провинности с 40-х годов XVII в. В разные эпохи при спаде и увеличении их численности – это была основная категория в массе ссыльных. Так, в 1884 г. в Якутской области проживало 250 243 человека, среди них ссыльных было 6415, за ними по своей воле прибыло 1533 человека, т.е. всего 3,2% общего населения Якутской области. Среди них – категорий уголовных – 74% (4725 человек).

По социальному происхождению уголовные ссыльные в массе своей были выходцами из крестьян и разночинцев. Среди них были и полицейские низших чинов, мелкие чиновники, солдаты, сосланные за кражу, подлог, убийство, нарушение нравственности, договорных обязательств, а также представители духовенства. Законы предусматривали использование их труда на местах водворения: занятия земледелием и наёмным трудом. Однако зачастую в инородческих улусах поселенцы не имели заработка, поскольку их труд не пользовался спросом. Среди них были и бродяги, люди, не привыкшие к физическому труду. Инородческие общества вынуждены были содержать подобных поселенцев за свой счёт. Многие из них жили на содержании обществ десятки лет, так и не обзаведясь никаким хозяйством и ничем не занимаясь. Зачастую нищенское положение заставляло их совершать побеги, объединяться в разбойничьи шайки. Достаточно отметить, что на их долю ежегодно приходилось 2/3 преступлений, совершаемых в Сибири.

Многие из уголовных ссыльных по окончании сроков ссылки уезжали, иные, обзаведённые хозяйством и обременённые семействами, навсегда оставались на жительстве в Ленском крае.

Прекращение уголовной ссылки в Сибирь на основании закона от 12 июня 1900 г. избавило регион от массового наплыва уголовных элементов. Самодержавие сделало ставку на крестьянскую колонизацию региона.

В экспозициях показаны архивные документы об уголовных ссыльных. Экспозиционерами создана композиция «Каторжанин с тележкой во время работы на прииске». Демонстрируются предметы наказания: кандалы ручные и ножные, специальные печати для клеймения преступников с буквами «В», «О», «Р», которые наносились на лоб уголовника.

Здесь широко освещена деятельность Е. Д. Николаева, главы Батурусского улуса, который многое сделал для отмены уголовной ссылки в Якутскую область. Он составил на имя императора докладную записку о необходимости прекращения уголовной ссылки в Якутию. Благодаря его энергичной деятельности был сделан первый шаг – в 1887 г. Комитет министров утвердил Положение об ограничении числа уголовно-ссыльных в Якутскую область.

Здесь воссоздан интерьер быта жителей г. Якутска конца XIX в.

Четвертый раздел представляет политическую ссылку.

Летопись истории ссылки по политическим мотивам в Ленский край начинается с 1640-х годов. Положила начало ссылка черкасс (украинцев). С начала XVIII в. в Якутский уезд ссылали знатных и наиболее опасных, с точки зрения царской администрации, лиц, так как в центре особой защиты российского права оказалась охрана жизни и здоровья представителей верховной власти – царского семейства, законного порядка престолонаследия, защита порядков государственного управления, страны и правящей династии от измены. Не только участие, но и подозрение в причастности к подобным деяниям карались самым строгим образом.

В XIX в. массовой ссылке государственных преступников предшествовала ссылка декабристов в Якутский край (среди них – М. И. Муравьев-Апостол, П. Ф. Дунцов-Выгодовский и др.) в 1826 г., а политических преступников – ссылка участников Польского восстания 1863 – 1864 гг.

В 1870-х годах началась массовая ссылка представителей народнического движения, членов кружка «Народная воля». В 1872 г. – 1883 гг. в Вилюйском остроге содержался Н. Г. Чернышевский, в 1881 – 1884 гг. в слободе Амга отбывал ссылку В. Г. Короленко.

В Якутской области среди политических ссыльных того периода здесь были также народники – И. А. Худяков, П. Д. Ермолов и др., среди народовольцев – В. Г. Богораз-Тан, В. М. Ионов, Майнов и др.).

В 1890-х годах в якутскую ссылку прибыли представители первых марксистских кружков, члены Петербургского, Московского, Киевского, Уральского «Союзов борьбы за освобождение рабочего класса», организаторы 1-го съезда РСДРП С. В. Померанец и Б. Л. Эйдельман, сотрудники и агенты газеты «Искра» – И. В. Бабушкин, И. И. Радченко и др.
После амнистии 1905 г. политические ссыльные покинули Якутскую область, но уже в 1906 г. возобновилась ссылка по политическим мотивам в Якутский край. Среди сосланных были многие участники революции 1905 – 1907 гг.

Среди политссыльных преобладали интеллектуально одарённые люди, образованные, имевшие дефицитные для региона профессии (врачи, учителя, музыканты, журналисты, экономисты, юристы и т.д.). В 1914 – 1916 гг. среди политических ссыльных 76,7% были грамотными, в том числе высшее образование имели 5,7%, среднее – 14,9%.
Прогрессивная и благотворная роль политических ссыльных в развитии народов Якутии показана через их вклад в науку, образование, просвещение, оказание медицинской и юридической помощи, а также в развитие культуры и музейного дела.

В разделе представлен фрагмент интерьера дома политссыльного С. И. Мицкевича. Отдельно показаны два вооружённых протеста политссыльных, вошедших в историю под названием «Монастыревка» и «Романовка».

В выставочном зале филиала показана история кино из фондов музея кинематографии РС(Я). Здесь наши художники воссоздали интерьер Дома культуры, характерный для середины ХХ в., где демонстрировали советские кинофильмы. Во время экскурсий сотрудники музея кинематографии будут показывать черно-белые фильмы разной тематики прошлого столетия.

Режим работы: понедельник-суббота 10.00-17.00, выходной – воскресенье.
Адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ярославского, 5. Тел.: (4112) 45-01-98, e-mail: museum1887@mail.ru.