ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Береста в хозяйстве эвенков в начале ХХ века (на примере берестяных изделий из тунгусской коллекции В.Н. Васильева)

Тунгусская коллекция, собранная  В.Н. Васильевым, участником комплексной экспедиции по изучению производительных сил Якутской АССР, является самой содержательной  коллекцией в фондах нашего музея. Она в полной мере отражает материальную и духовную культуру эвенков начала ХХ века.

DSC00373

В коллекции представлены разнообразные по форме и назначению предметы, изготовленные из бересты. При кочевом образе жизни эвенков береста являлась прекрасным подручным материалом для хозяйственных нужд. Сбором и обработкой занимались исключительно женщины.

Берестяные изделия из коллекции можно разделить на группы в зависимости от их назначения: посуда, сумы, сумки, коробки для рукоделия, выкройки, детали жилища. Названия предметов, выделенные курсивом, даны по описи В.Н. Васильева.

Наиболее разнообразна по составу посуда. Сюда входит посуда для рыбной ловли, молочных продуктов, сбора и хранения ягод. Атыйах – блюдо для чистки рыбы и складывания сети имеет довольно примитивную форму: берестяной прямоугольник согнут по краям, в углах излишки срезаны и пришиты сухожильными нитками.

Широко представлена в коллекции посуда для молочных продуктов: чабычах – для отстаивания молока, мэсэмээн – для сливок и молока к столу, чонгучон – для хранения масла и сливок, ыагайа – турсучок для хранения молока, сметаны, туйака – для хранения масла. Стенки сосудов сделаны преимущественно из одного слоя бересты. Вся посуда сшита нитками из конского волоса. Декором служат контрастные полоски бересты, нашиваемые на борта сосудов и волосяные нитки, создающие разнообразный узор.

Летом женщины и дети занимались сбором ягод. Для этого использовалась определенная посуда: куйабыл – биток для сбора ягод  голубики, сунгучан – посуда, предназначенная для хранения голубики. Сунгучан представляет собой короб квадратной формы без крышки. Для упрочения по верхнему краю прикреплен широкий деревянный ободок.  Также для сбора ягод и для хранения лепешек применялась тымтака  с крышкой. Эта посуда имеет продолговатую, овальную форму. Дно двухслойное. Места соединений прошиты нитками из конского волоса. Крышка плотно накрывает верхнюю часть борта посуды. Для удобства в использовании пришита веревка из конского волоса в виде петли. Для подачи на стол еды, ягод, голубики с рыбой использовали посуду тордуйа. Берестяная чашка для чая и супа называлась тордука.

Для транспортировки пищевых продуктов эвенки использовали вьючные сумы уйма. Она имеет форму перевернутой трапеции, овальная с высокими бортами, без крышки. Состоит из двух частей: основы и чехла. Основой сумы служат широкие пластины бересты, соединенные сухожильными нитками. Чехол, сшитый из оленьих камусов, плотно обтягивает основу. По верхнему краю чехла пришит бордюр из ровдуги, который затягивается при помощи кожаных ремешков и закрывает раструб основы. Бордюр и боковые вставки чехла декорированы полосками, окрашенными в красный и черный цвета, а также белыми линиями, вышитыми из ниток подшейного волоса оленя.

Наибольшим изяществом среди женских принадлежностей отличаются разнообразные сумочки и кошельки из бересты. Туос апса – сумочка для хранения мелких женских вещей сшита из двух кусков бересты, наложенных друг на друга и нашитых на полоску ровдуги. Края бересты окантованы полосками ткани. К верхнему краю сумки пришит берестяной клапан с геометрическим узором. С двух сторон сумочки нанесены буквы русского алфавита. Женский бумажник хапчык тоже сшит из прямоугольных кусков бересты, по краям окантован черной тканью и украшен зигзагообразным узором из ниток, скрученных из подшейного волоса оленя.

Коробка для рукоделия иистэнэр исит имеет цилиндрическую форму. Внешняя сторона коробки украшена кисточками из ткани, кожи и бисера, к внутренней стороне стенки пришиты кусочки материи, возможно, они служили игольницей. На дне и на тулове коробки записаны буквы русского алфавита и женские имена. В коллекции имеются выкройки для обуви и рукавиц из хорошо обработанной бересты. Эти лекало можно разделить на детские и взрослые.

 Для покрытия переносного жилища чум эвенки использовали полотнища из бересты: верхние – тис, средние – тамана, нижние – халдат. Из собранных В.Н. Васильевым у становища Анаикан, урочища Чагда и речки Анча берестяных полотнищ для чума в фондах музея сохранилось два средних полотнища и одно нижнее. Полотнища изготовлены из прямоугольных кусков бересты, сложенных в два слоя и прошитых сухожильными нитками. Эти прямоугольники соединены между собой широкими полосками ровдуги и рыбьей кожи, которые позволяют легко складывать полотнище. По краям пришиты кожаные веревки для привязывания их к остову чума. В целях упрочения полотнища пристёгнуты сухожильными нитками, а края окантованы узкими полосками бересты. Береста хорошо обработана, имеет темно-коричневый оттенок и эластична.

Как мы видим, береста имело обширное применение в хозяйстве эвенков, вплоть как материал для письма при обучении грамоте, о чем свидетельствуют надписи, сделанные карандашом на предметах. Этот незаменимый в начале ХХ века природный материал имел неоспоримые положительные качества: во-первых, легкость добычи материала, во-вторых,  эластичность и долговечность при надлежащей обработке, и наконец, удобство при использовании и транспортировке.

 

Татьяна Старостина, хранитель отдела фондов

Якутского музея им. Ем. Ярославского