ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
О происхождении якутского музыкального инструмента хомус

Музыкальный инструмент хомус (варган) появился у многих народов (племен) в давние времена до н.э. Большинство известных якутоведов историки, археологи, этнографы (Г.В. Ксенофонтов, А.П. Окладников, И.В. Константинов, И.Е. Зыков, А.И. Гоголев, И.И. Николаев) считает, что в становлении якутского народа главенствующую, доминирующую роль сыграли «южные» составляющие материальной и духовной культуры тюрко и монголоязычных скотоводческих народов. Отдельные племена этих народов попали в Среднюю Лену в эпоху железа в III-IV вв.

На мой взгляд, сначала он был культовым музыкальным инструментом, им пользовались шаманки (удаганы), шаманы, может быть, целители. Политссыльный народник И.А. Худяков в известном этнографическом «Верхоянском сборнике» упомянул о якутской шаманке – Джерелиер (Дьэрэлийэр удаҕан), которая играла на хомусе. По свидетельству известного хомусиста, виртуоза мира С.С. Шишигина, монголы считают, что хомус (варган) инструментом шаманов, имеются какие-то запреты для занятия на этом инструменте. В 1975 г. в составе правительственной делегации побывал в Монголии, с собой взял любимый хомус, играл на встречах, вызывая восторг и неподдельный интерес монголов. В г. Алтае в музее одного из школ к изумлению сопровождающих монголов нашел в кушаке (поясе) шаманского костюма из ровдуги хомус в хорошем футляре. Монголы очень удивились. Этот факт подтверждает мои предположения о том, что хомусы (варганы) первоначально были шаманскими атрибутами, инструментами. Однако, постепенно хомусом стали заниматься, играть обычные люди. В 2002 г. когда работал в Мирнинском политехническом институте, филиале Якутского государственного университета известный мирнинский фотожурналист П.С. Ущницкий передал фотоснимок, сделанный в родном Усть-Алданском улусе во время отпуска, где запечатлен надмогильный камень, установленный Ивану Спиридоновичу Макарову, умершему в 1913 г. от роду 65 лет, инородцу I Оспехского наслега Дюпсинского улуса Якутского округа. Видимо, И.С. Макаров был известным хомусистом своего времени, его сын Андрей счел нужным его хомус положить на надмогильном памятнике. Данный факт дает основание сделать вывод о том, что во II половине XIX в. в якутском обществе были люди, профессионально занимавшиеся игрой на хомусе. Нужно выявлять таких людей.

Следует отметить, что мать фотожурналиста П.С. Ущницкого была приемной дочерью Андрея Макарова, всю жизнь хранила, играла на хомусе, научила играть на хомусе. Значит, игра на хомусе была семейной ценностью семьи Макаровых. Следовательно, уже в XIX веке были якутские семьи, которые уже тогда относились как к национальному музыкальному инструменту. Это очень важно!

Само название музыкального инструмента «хомус» всегда вызывало вопросы у меня. Хомус по-якутски тростник озерный, камыш, из него не изготавливают музыкальный инструмент. Попозже узнал, что у некоторых народов имеются бамбуковые варганы (хомусы). Бамбук – южное растение, трава, южные предки якутов, возможно, пользовались такими инструментами, называя «хомусами». Отсюда и якутский национальный музыкальный инструмент называется «хомусом». Некоторые народы отличают варганы по материалам изготовления – «тимир хомус» – буквально железный варган. Данный факт можно отнести в пользу моей версии. Надеюсь, исследователи хомуса (варгана) примут во внимание мою версию, мои мысли.

По информации С.С. Шишигина, на острове Удегэн (по як. Удаҕан) оз. Байкал после пожара дома шаманки нашли варган, похожий на якутский хомус. Факт, подтверждающий мои мысли, предположения. В районе оз. Байкал много топонимов, которые свидетельствуют о том, что наши предки жили когда-то в этих местах в составе племенного объединения «Уч курыкан».

Егор Шишигин,
заслуженный работник культуры РФ и РС(Я),
Почетный Академик Академии духовности РС(Я),
Почетный гражданин Мегино-Кангаласского и Таттинского улусов,
член Высшего Совета старейшин РС(Я)