Мы решили данную статью посвятить особенностям якутских пальм – Батас и Батыйа, так как очень много людей не могут их отличить, и тем более не знают назначение указанных орудий. Название «пальма» или еще по-другому – «палма» однолезвийному колюще-режущему оружию народов Сибири, было дано русскими людьми.
В фондах нашего музея хранятся несколько единиц данных видов орудия, хорошо сохранившихся до наших дней.
Начнем с визуальных отличий:
- По форме полосы клинка: у батыйа она ножевидной формы, а у батаса – полоса от пятки постепенно расширяется до середины и резко сужается к острию;
- По длине клинка тоже не одинаковые: клинок батыйа достигает до 40 см; клинок батаса – от 50 до 70 см;
- Длина деревянной рукояти: у батыйа бывает от 30 до 50 см, а у батаса – длинее, от полутора до 2-х м; Во многих изученных нами батыйа, конечная часть рукояти слегка расширялась, она сделана таковой, чтобы препятствовать соскальзыванию при ударе. Так же, в конце черенка просверливали отверстие для крепления орудия к кисти руки.
- По расположению желоба ли по-другому дола: у батыйа он широкий, овальной формы, а у батаса дол почти у ребра, тонкий, длинный по всей полосе; В литературе указывают, что желоб при протыкании, способствует проникновению воздуха в рану, которое вызывает заражение, или же, что это для кровостока, однако, забывают про главную его функцию – дол выполняет роль ребра жесткости, благодаря чему, клинок не ломается и не гнется.
Эти два вида имеют и схожие черты:
– оба относятся к однолезвийным колюще-режущим орудиям;
– клинки у основания декорируются медными вставками;
– раздвоенный конец деревянной рукояти насаживается на черенок и плотно закрепляется тугой обмоткой из кожаной ленты;
– деревянные рукояти почти всегда обклеиваются берестой для защиты от влаги.
Батас в якутских погребениях встречается очень редко (2-3 экземпляра найдены в погребениях XV-XVI веков). Видимо, из-за того, что якуты все виды вооружения хоронили отдельно и по особым ритуалам. А в погребениях XVII-XVIII веков пока не найдены. Этот факт подтверждает заключение о том, что русская администрация батас причислила к вооружению и запретила изготовление подобных орудий. Потом в связи с распространением порохового оружия, данный вид, угрозу уже не представлял. И в XIX веке якутские кузнецы снова начали ковать батас. Это диктуется потребностями охоты на крупных зверей, особенно при забое во время переправы водоемов.
Оружие типа батыйа применялось гораздо чаще чем батас. В любом в мужском дохристианском якутском погребении среди сопроводительных предметов археологи всегда фиксируют наличие батыйа, что указывает на бытовое назначение. Ее брали на охоту, часто использовали как топор и даже как косу.
В заключении еще раз отметим разницы между якутскими пальмами.
Якутская пальма батас – вид вооружения (в прошлом), а с XIX в. используется как охотничье орудие на крупных зверей, с длинной рукоятью и по форме клинка – ломаной прямой.
Якутская пальма батыйа – это повседневное походно-бытовое орудие труда, выполняло функции копья, ножа, топора, со средней длины рукоятью и с ножевидной формой клинка.
Е.П. Прибылых,
специалист по экспозиционно-выставочной деятельности
Якутского музея им. Ем. Ярославского