ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Духовно-патриотическое воспитание школьников в Якутии (на примере опыта деятельности Дома-музея «Якутская ссылка»)

 

Первый филиал Якутского государственного объединенного музея истории и культуры народов Севера им.Ем.Ярославского – Дом-музей «Якутская ссылка» открылся с новой экспозицией в 2012 г., где впервые объективно показана история ссылки в Якутии с сер. XVII в. по 1917 г. и представлены все категории ссыльных.
***
В последние годы музейное сообщество столкнулось с падением интереса к музеям среди учащихся. Прежде всего, это связано с развитием интернет-технологий, школьникам легче и удобнее брать информацию из интернет-сети. Сложившаяся ситуация диктует необходимость поиска новых подходов к музейному образованию, который предполагает создание условий для научно-исследовательской работы и развития творческого потенциала учащихся.
Для повышения интереса к музейной экспозиции среди школьников Дом-музей «Якутская ссылка» со дня своего открытия – 18 мая 2012 г. – подготовил тематические экскурсии по истории ссылки в Якутию с 1640-х до 1917 гг., познавательные музейные занятия по индивидуальным темам из истории ссыльных Якутии, а также творческие кружки по специальной музейной программе «Музей и дети». В кинозале филиала предложен показ уникальных документальных фильмов о Якутии ХХ в. из фондов Госкинохранилища РС (Я). В целом, такая традиционная культурно-образовательная деятельность хорошо отвечает цели формирования у учащихся гражданско-патриотических качеств, но мало способствует развитию среди детей самостоятельной научно-исследовательской и поисково-краеведческой работы.
В связи с этим, филиалом была разработана более результативная система в форме ежегодной исторической викторины среди школьников общеобразовательных школ республики, итоги подводились в Международный день Музеев, который также является днем открытия филиала. Это позволило сделать работу более целенаправленной и полнокровной, способствующей расширению самостоятельной исследовательской работе школьников.
Викторина полностью отвечала нашим целям:
во-первых, воспитание бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формирование духовно-нравственных ценностей на основе известных исторических событий, т.е. расширение кругозора учащихся;
во-вторых, создание условий, способствующие приобщению школьников к самостоятельной поисково-краеведческой работе, т.е. возможность прикоснуться к своей живой семейной истории, узнать о своих родственных корнях;
в-третьих, учащиеся имеют уникальную возможность внести свой вклад в комплектование фондов музея, т.е. пополнить фонды музея семейными материалами, что способствует повышению гордости и любви к истории родного края.
Таким образом, избранная форма культурно-образовательной деятельности, усиливает интерес к музею, и выводит на новый уровень восприятия его в обществе, а в целом, содействует духовно-патриотическому воспитанию среди школьников.
С 2013 по 2015 годы были проведены три викторины для учащихся общеобразовательных школ республики с 5 по 11 классы, а в последней викторине приняли участие 4 классы.
В 2013 г. была проведена Первая Республиканская историческая викторина «Во благо Якутии», посвященная 135-летию со дня рождения Е.М.Ярославского, главного музейщика республики. Вопросы, в основном, были общими, касались истории ссылки в целом, а также роли Ярославского и его вклад в развитие главного музея Якутии.
Легкость вопросов и доступная информация об известном профессиональном революционере, основоположнике якутской государственности Емельяне Ярославском позволило принять участие 32 учащимся общеобразовательных школ республики, из которых 22 человека были из 9 районов (Верхоянского, Вилюйского, Мегино-Кангаласского, Мирнинского, Сунтарского, Таттинского, Томпонского, Усть-Алданского, Хангаласского) Якутии, что составило 68,75% детьми из районов, при этом 9 представленных улусов, в основном центральных, составило 26,47% из всех районов республики. Положение викторины было размещено на сайте Управления образованием Окружной администрации г.Якутска и опубликовано в газетах «Якутия», «Юность Севера» (а также «Кэскил» на якутском языке).
Есть еще один благоприятный и важный момент – это участие в викторине детей с ограниченными возможностями здоровья, всего их участвовало 7 человек, что составило почти 22% от всех участников. Стоит отметить, что работы этих детей были более творческими и своеобразными.
В эпоху интернета информация доступна теперь для всех независимо от удаленности от столицы, большинство представленных работ были обычными выжимками из интернет – ресурсов. Но среди них есть серьезные работы, где кроме полных и точных ответов, были приведены самостоятельные исследования по истории ссыльных в их семье.
Так, победительница викторины – ученица 10 класса Городской классической гимназии (г. Якутск) Анна Прокопьева показала историю ссыльных поселенцев из Томской области в советское время на Колыме, и сделала вывод, что история ссыльных в России не заканчивается Октябрьской революцией 1917 года.
Работа ученицы 8 класса Покровской школы Марины Шабала, получила второе место за семейную историю о репрессиях над духовенством в первые годы Советской власти в Якутии, были приведены уникальные материалы из семейного архива.
Третье место занял ученик 6 класса СОШ №17 г. Якутска Артем Федоров за рассказ об украинских корнях в своей семье, а также за оформление работы в виде фотоальбома, все ответы были иллюстрированы фотографиями, которые он сам сделал во время посещения музея.
Чтобы отметить и другие интересные работы, особенно, это касается детей из дальних улусов и, в первую очередь, из коррекционных школ, нами было принято решение учредить поощрительные призы: «За научное знание» – Данилов Игорь, ученик 6 класса Сюльдюкарской школы (Мирнинский район); «За индивидуальный подход» – коллективная работа учащихся 10 класса С (К)ОШ VIII вида №4 (г.Якутск) – Кузнецовой Наташи, Поповой Камиллы, Ярыгина Игоря; «За творческий подход» – Гуйнова Маргарита, ученица 10 класса СОШ №5 п.Айхал (Мирнинский район).
Итак, среди 6 призеров – 3 человека представили Мирнинский и Хангаласский районы, и 1 коллективная работа детей из коррекционной школы.
Таким образом, первая викторина, рассчитанная на умение детей найти необходимый материал, широко распространенный в интернет-сети, а также на повышение исследовательского интереса к истории малой родины и своей семьи, со своей задачей справилась. Приятным открытием стало участие детей «особыми возможностями здоровья».
Вторая викторина 2014 г. была посвящена 110-летию знаменитого вооруженного «Романовского» протеста, вопросы были усложнены и направлены на самостоятельную работу детей в библиотеках, а также было учтено, что интернет во многих отдаленных улусах практически недоступен.
В этой викторине приняли участие 50 учащихся, из которых 38 школьников представляли 14 районов (Алданского, Амгинского, Верхневилюйского, Верхоянского, Вилюйского, Горного, Кобяйского, Ленского, Мегино-Кангаласского, Оймяконского, Сунтарского, Таттинского, Томпонского, Хангаласского) республики. Таким образом, доля сельских школьников возросла на 7,25% и составило ¬– 76%, а представленные 14 улусов составили 41% из общего количества районов Якутии. В итоге, все районы, участвовавшие в первой викторине, приняли участие и во второй, кроме Мирнинского и Усть-Алданского. Впервые в викторине участвовали отдаленный – Оймяконский район, и промышленные районы, такие как Ленский и Алданский, к тому же Амгинский, Горный приняли участие в следующей викторине.
Таким образом, количество участников викторины возросло на 56,25% и охватило почти половину районов республики. А также, особенно порадовало, что в викторине увеличилось число детей «с ограниченными возможностями здоровья», несмотря на то, что материал был малодоступен, всего – 19 работ, что составило 38%, т.е. доля детей увеличилась на 16%.
Росту участников способствовала более широкая реклама в интернет-изданиях республики, кроме того, положение викторины было также размещено на сайте Управления образованием Окружной администрации г.Якутска, и отправлено по всем улусным отделам образования. Основной причиной, на наш взгляд, большого количества участников викторины является поиск материалов и их самостоятельное изучение школьниками, т.е. викторина способствовала популярности библиотечных ресурсов районов Якутии.
Таким образом, вопросы второй викторины были направлены на причинно-следственные связи, на их умение логически выстраивать исторические события и давать им собственную оценку.
В итоге, большинство работ детей сопровождались богатым списком использованной литературы, некоторые сделали почти научные историографические обзоры, и неожиданные выводы с собственной точкой зрения.
Победителем стал ученик 7 класса Республиканского лицея-интерната Николай Борисов, т.е. не гуманитарий, а «технарь», его работа отличалась математическим мышлением и анализом, например, он дал динамику роста политссыльных и связал с известными историческими фактами, которые стали причинами «Романовского» протеста. Оценка ученика вызывает уважение: «Я считаю, что таким образом политссыльные Якутии заявили о своих правах, их требования были услышаны. Участники романовского протеста ценой своей жизни защищали свои права и свободы… Но если бы тогда весной 1904 г. требования ссыльных были хоть частично исполнены властями, можно было обойтись без жертв и дальнейшего преследования. А ведь требования были вполне выполнимы».
Второе место разделили: ученица 11 класса Кыргыдайской школы (Вилюйский район) Виктория Ядреева, которая тоже сделала интересный вывод: «… протест 1904 г. был отнюдь не простым восстанием только против несправедливого и бесчеловечного отношения к политссыльным, а тщательно продуманным стратегическим ходом, которое должно было подстегнуть сознание людей», и приводит слова Л.Н.Толстого: «Правильный путь таков: усвой то, что сделали предшественники, и иди дальше»; и ученица 6 класса Амгинской школы Юлияна Данилова, грамотная работа написана на якутском языке.
Третье место получили: ученик 6 класса СОШ №2 Петр Илларионов за богатый фотоматериал и ученик 9 класса СОШ №22 (VII вида) Александр Аверенский за почти академическую оценку: «… Всегда тяжело думать о человеческих жертвах, которые приносят во имя великого блага. Сложно как и в те времена занимать однозначную позицию, может, могли быть и другие более мирные пути решения проблемы?».
Потапова Мария, ученица 7 класса СОШ №16 (г.Якутск) получившая приз «За научное знание» дала следующую оценку: «Романовка» была событием, привнесенным «извне», продолжением российского политического накала, еще не задевшего массу неграмотного якутского населения».
Ученик 9 класса Едяйской школы (Амгинский район) Габышев Вадим, получивший приз «За индивидуальный подход» в своей работе провел параллели с современностью, на примере событий в Украине (в то время только начинающиеся): «События, происходящие на Украине во многом похожи на событие 110-летней давности – на романовский протест политссыльных. Я горжусь их отважностью».
Приз «За творческий подход» получил Сергей Филиппов, ученик 7 класса Республиканской коррекционной спецшколы-интернат за эмоциональную оценку: «Романовцы» трезво оценили политическую обстановку в Якутии и вовремя сложили оружие, то есть не допустили дальнейшего кровопролития и неоправданных жертв. Считаю, это проявлением гуманизма и величия. Я восхищен их героизмом и высшей человечьей мудростью».
А также приз «За индивидуальный подход» получила Кюннэй Титова, ученица 6 класса Сунтарской школы за хорошую исследовательскую работу, написанную на якутском языке.
Таким образом, дети продемонстрировали неоднозначные выводы, почти философские. Из 9 призеров, 5 участников – представители районов республики, это хороший показатель (доля сельских школьников из общего количества 76%) и подтверждение, что сельские дети активнее городских, больше принимают участие в республиканских мероприятиях, во многом благодаря своим преподавателям и сохранившимся еще с советских времен библиотекам, которые поддерживают тесную связь со школами.

В 2015 году была проведена третья Республиканская историческая викторина «135 лет дому Романова», посвященная домовладельцу Федоту Петровичу Романову, в здании которого ныне располагается музей «Якутская ссылка». Впервые были включены 4-е классы, это связано, прежде всего, с выпускниками, которые проходили обучение по нашей программе «Музей и дети».
Вопросы третьей викторины были усложнены и направлены на серьезные почти научные изыскания, т.к. информация о Ф.П.Романове в интернете отсутствовала, а в книжных изданиях ее мало. Поэтому для участников викторины была организована выставка «Федот Романов – домовладелец Романовки», а материалы выставки были опубликованы на сайте музея. Много вопросов было по музейной деятельности нашего музея. Для тех, кто не мог посетить музей или сайт по объективным причинам, дети должны были представить собственное исследование об истории ссыльных своей семьи. Таким образом, мы попытались увеличить исследовательский интерес среди учащихся.
В викторине было подано 23 заявки, но реально участвовало 16 человек, из которых 6 человек представляли 4 района (Амгинский, Горный, Мегино-Кангаласский и Чурапчинский). Т.е. доля сельских детей упала с 76% до 37,5%, что подтвердило сложность вопросов и недоступность интернета во многих улусах республики. Благодаря тому, что всем участникам была оказана помощь – материалы отправлялись по электронной почте, давались консультации и ссылки на сайт, дети из районов приняли участие. Хочется отметить Мегино-Кангаласский район, из которого участвовали дети во всех трех викторинах, впервые участвовали дети Чурапчинского района, а также удивило, что некогда сильные районы, как Амгинский и близлежащий Хангаласский не приняли участия.
Таким образом, в последней викторине среди республиканских школ победили городские школы, почти все призеры представлены городом Якутском.
Победителем стал ученик 7 класса Якутского гуманитарного лицея Леонид Крылов, который в своей работе широко осветил деятельность нашего музея, подкрепив своими фотографиями, а также рассказал о жизни и деятельности Н.С.Страндена, прадеда своей родственницы, им найдены ранее неизвестные факты из семейной жизни известного революционера.
Второе место заняла ученица 4 класса СОШ №29 Алина Чусовская с историей о скопцах Нюрбинского улуса, откуда она родом, в работе есть архивные документы и уникальные фотографии из семейного архива.
Третье место получил ученик 7 класса Физико-технического лицея Владимир Беляев, грамотная работа с прекрасным оформлением и фактическим материалом.
Поощрительным призом «Юный исследователь» награжден ученик 6 класса Болугурской школы (Амгинский район) Василий Афанасьев, который не только широко осветил в своей работе жизнь и деятельность своего земляка поневоле – выдающегося русского писателя В.Г.Короленко, а собрал у земляков отзывы о роли знаменитого ссыльного в Амге.
Призом «За творческий подход» награжден ученик 4 класса СОШ №26 г.Якутска Кирилл Астапов, который представил хороший иллюстрированный материал об олекминских скопцах, откуда он родом.
Итак, в третьей викторине впервые приняли участие ученики 4 классов, всего их было 6 из 16 участников, т.е. 37,5%, причем двое из них получили призовые места, что нас порадовало, все учащиеся проходили обучение по нашей программе «Музей и дети».
Итак, на основе проведенных викторин мы можем сделать следующие выводы:
1. Участие школьников зависит от доступности информации в интернет-сети, но во многом от их преподавателей и роли влияния семьи.
2. Логичность и грамотность исследований лучше представлена ведущими школьными учреждениями г.Якутска – ЯГЛ, ФТЛ и Республиканским лицеем-интернатом.
3. Выпускники нашей программы «Музей и дети» показали хороший результат.

Таким образом, наши викторины способствуют росту популярности музея, содействуют самостоятельной исследовательской работе школьников и повышению интереса к своим семейным корням, а в целом к истории нашего края.
Каждую викторину оценивало независимое компетентное жюри, состав которого ежегодно менялся и был представлен ведущими научными и культурными учреждениями республики – Национальным архивом РС (Я), СВФУ им.М.К.Аммосова, МКУ «Центральной библиотечной системой» ГО г.Якутск, неизменным остается председатель жюри – доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник СВФУ им.М.К.Аммосова Павел Левонович Казарян, который является главным консультантом нашего музея и уважаемым другом, благодаря которому многие наши мероприятия состоялись и получили популярность среди культурно-образовательного сообщества, за что мы его ценим, благодарим и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.
Мы выражаем глубокую признательность всем, кто помог в проведении наших викторин, и особенно поблагодарить главного редактора газеты «Юность Севера» и «Кэскил» Евдокию Семеновну Иринцееву за постоянное сотрудничество, благодаря помощи которой наша викторина получила известность по всей республике.

 Н.К. Гоголева, заведующая Домом-музеем «Якутская ссылка»