ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
3. Остатки Якутской крепости

В 1680-х гг. Якутским воеводой Иваном Приклонским на новом “угожем” месте был поставлен “Якутский город” – четырехугольная крепость (район современной Площади Дружбы). Крепость имела 7 башен, две из них были проезжие и мощные срубные стены. Позднее, при воеводе Кровкове, крепость Приклонского была обнесена острожными стенами в которых были поставлены еще восемь башен.

Однако к 1828 г. уже не было четырёхугольника крепости. В 30-х гг. XIX столетия Николай Семёнович Щукин писал: «Доселе видны ещё три башни, часть стены и двое ворот… Существуют три амбара, в одном из них, где прежде, как приметно по множеству спиц, вбитых в стены, хранилась мягкая рухлядь, помещен теперь архив… от воеводского дома остались одни только кучи кирпича». В 1844 г. значится «старая городовая крепость с пятью башнями… без крыши».

 С 70-х гг. XIX столетия начинается переписка якутских областных властей с центром по поводу дальнейшего положения башен и их состояния. Якутск просил денег на поддержание остатков старины, мотивируя, что у города нет средств. Создавались комиссии, которые устанавливали постепенное разрушение башен и части стен города. Тем временем и природа, и люди делали своё дело. Городская управа часть остатков строений употребила на дрова, а в 1899 г. велось дознание по поводу разрушения остатков города курсантами местного реального училища, которые по 10-15 человек, взбираясь на башни и стены, разворачивали брёвна и сбрасывали их на землю, а обыватели эти брёвна растаскивали на свои нужды. Таким образом, оказалось, что некоторые отделения в пряслах были разобраны по перегородкам, двери у одной башни сорваны и «пропали без вести», точно так же были похищены верхние брёвна прясел.

В 90-х гг. XIX в. уже якутские областные власти ходатайствуют перед центром о сносе этих остатков города и острога, т. к. те пришли к полному разрушению, части их расхищались, а внутри башни накапливались кучи мусора и навоза, и, кроме того, они нередко являлись убежищем для пьяных и проч. С другой стороны, на месте башен предполагалось заложить постройки, прокладывалась дорога.

В 1905 г. Археологическая комиссия, видя настойчивость властей к сносу башен и стен, заявила якутскому губернатору Виктору Николаевичу Булатову, что «Якутский острог является единственным образчиком деревянных крепостных сооружений XVI—XVII вв. не только в России, но и во всей Европе».

В 1908 г. по распоряжению губернатора Ивана Ивановича Крафта особая местная комиссия работала над составлением проекта восстановления башен Якутского острога. В Археологическую комиссию была отправлена смета на реставрационные работы в сумме 24 326 руб. Денег на это там не нашлось. Лишь удалось исходатайствовать в законодательном порядке ассигнования 2 тыс. руб. на реставрацию одной башни,

Башни и часть стены города (западные) не возобновлялись и не ремонтировались, благодаря чему разрушение их продолжалось. В августе 1909 г. от неизвестных причин (подозревали поджог) ночью сгорела южная, угловая, башня города. Осталось лишь две башни: северная и въезжая с частью стены. Значительно разрушились стены города, т. к. они мешали проезду.

В 1922 г. вследствие дровяного кризиса в Якутске, случившегося по обстоятельствам военного времени, две башни западной стены города с частью стены были употреблены на дрова для электрической станции.

Таким образом, последние остатки города воеводы Ивана Васильевича Приклонского просуществовали 238 лет.