ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Жилищные условия в Якутии (в конце XIX в. – 1917 г.)

В Якутии, с ее зимой, длящейся 8 месяцев, жестокими морозами, достигающими до 60° холода, наличие жилища, обеспечивающего хотя бы минимальные условия для хозяйственной деятельности и семейной жизни, было самой настоятельной необходимостью. При огромной территориальной разбросанности, мелкогрупповом, часто односемейном расселении, отсутствии у многих хозяйств тяглового скота было неимоверно трудно, часто и невозможно, возвести собственное жилище, соорудить хозяйственные постройки. К тому же особенности якутского скотоводства требовали сезонных перекочевок, что приводило к необходимости иметь зимнюю усадьбу и летнее жилище. Поэтому неудивительно, – что большое распространение среди якутского населения получили тесные, наскоро сколоченные, холодные, без дощатого пола, подслеповатые юрты.

Достоверные, систематизированные данные о типах жилищ сельских якутов были получены только в первые годы советской власти медико-санитарным отрядом экспедиции Академии наук СССР. Этот отряд, руководимый С. Е. Шрейбером, в 1925—1926 гг. досконально обследовал в Вилюйском и Олёкминском округах семейно-бытовые и санитарно-гигиенические условия жизни обитателей 1855 домов. Если учесть, что вплоть до 1923 г. в Якутии шла гражданская война, а за 2—3 года мирной жизни не могло произойти каких-либо существенных изменений в жилищном строительстве и санитарно-бытовых условиях жителей отдаленных улусов и наслегов, можно считать, что данные, приведённые в таблице внизу, отражают то положение, которое унаследовала Советская власть от старого строя.

 Типы жилищных построек у якутов и русских Вилюйского и Олёкминского округов.[1]

Якуты Русские
Вилюй-

ский

округ

Олекмин-

ский

округ

Всего Вилюй-

ский

округ

Олёкмин-

ский

округ

Всего
Тип построек
 

 

кол- кол- кол- кол- кол- кол-
во % во % во % во % во % во %
Дома деревян-
ные: 599 52,6 232 91,7 831 59,7 94 95,9 364 99,7 453 98,9
В том     числе:
вместе с хо-
тоном: 342 30,0 342 41,2 4 4,1 4 0,8
с отдельным
   хотоном: 257 22,6 232 91,7 489 18,5 90 91,8 364 99,7 354 98,1
Юрты: 540 47,4 21 8,3 561 40,3 4 4,1 1 0,3 5 1,1
В том числе:
вместе с хо-
тоном 489 38,5 439 33,0
с отдельным
   хотоном 101 8,8 21 8,3 122 7,3 4 4,1 1 0,3 5 1,1
Итого 1139 100 253 100 1392 100 98 100 365 100 463 100

Как видно из данных таблицы, около 60% якутских семей Вилюйского и Олёкминского округов проживало в рубленых бревенчатых домах и 40% — в юртах, точнее сказать, в якутских балаганах. При этом наблюдалась большая разница в соотношении типов жилищных построек по округам. Так, если в Вилюйском округе в бревенчатых домах проживало 52,6% всех обследованных якутов, то в Олёкминском округе — почти 92%. Так же велика разница между округами по удельному весу домов и юрт с пристроенными к ним помещениями для скота — хотонами. В Олёкминском округе не оказалось ни одного хозяина – якута деревянного дома или даже юрты со смежным хотоном. Они характерны для большинства обследованных хозяйств Вилюйского округа. Сопоставляя типы жилищ этих округов, мы видим стремление якутов, особенно Олёкминского округа, где русское население было значительным, следовать примеру русских – строить бревенчатые дома, отделять хотоны от жилых домов.

Таким образом, нашедшее широкое распространение в дореволюционной этнографической литературе и не изжитое еще до сих пор ходячее мнение о том, что все или почти все якуты проживали в юртах, смежных с хотонами, сгущает краски. Такое мнение могло сложиться из-за отсутствия систематизированного изучения жилищных условий местного населения.

Внешний вид юрты бедной части населения Якутской области, где проходила их жизнь с момента рождения до смерти, был самый непритязательный. Она была похожа на «коричневый холм с небольшим отверстием, заткнутым льдиной»[2]. Деревянный остов юрты обмазывали снаружи смесью из помета домашнего скота и глины, зимой для сохранения тепла осыпали снегом, предварительно облив остов водою. Вход в юрту всегда был с восточной стороны, это было связано с суеверным убеждением якутов о том, что «правда и свет всегда приходят с востока и отгоняют дьявола, живущего на западе»[3]. Двери были небольшие и «лежащие» в наклонной стене. Зимой его накрывали шкурой скотины шерстью вверх. Если зимою в окна вставлялись льдины, то летом их заменяли рыбьи пузыри, брюшина, слюда, и лишь у зажиточных якутов были настоящие стекла. Пол был обычно земляным. Чаще всего внутренняя площадь балагана равнялась 36 кв. м.[4]

Высота юрты в середине достигало 3,5 аршин, с краев 2,5 м., следовательно, кубатура воздуха составляла 91 м., так как численность обитателей ее достигало от 7 до 10 человек, то на каждого приходилось около 10-12 м., вместо 20 м., положенных нормой.

Внутренний вид якутской юрты

Внутренность юрты большинства семей была однообразной, немногочисленной была и домашняя утварь: вдоль стен располагались нары – “ороны”, служившие местом для сна, круглый стол, табуретки, полка для посуды и камелек – открытая печь.

Кровати, даже самой грубой формы, в Вилюйском округе составляют большую редкость, они имелись только у жителей крупных пунктов, у улусных якутов их заменяли вышеназванные “ороны”. Шкафы, и то крайне грубые, плотничьей работы, имелись только у зажиточных семейств.

Что касается столярной мебели у жителей Олёкминского округа, то она не составляет уже редкости и соответствует мебели русских посёлков[5].

Абсолютное число мебели в Вилюйском и Олёкминском округах по данным обследования С.Е. Шрейбера в 1925-1926 гг.[6]

Род мебели Вилюйский

округ

на 100 обсл. Олёкминский округ на 100 обсл. Итого на 100 обсл.
 

 

Столы

Табуреты

Лавки

Сундуки

Шкафы

Кровати

из 1139 семей  

 

99,70

98,90

99,20

59,32

15,63

59,62

из 221

семей

 

 

100.00

100.00

100.00

70.59

45.25

50.68

из 1360

семей

 

 

99.75

99.10

99.34

61.36

21.00

58.00

995

987

990

592

156

595

221

221

221

156

100

112

1216

1208

1211

748

256

707

Посуда, которой пользовались якуты, была изготовлена из дерева или глины. Это были ложки, тарелки, различной величины кубки для кумыса, чашки. Вся посуда, как и все вещи домашнего обихода, была сделана руками хозяев. Подойники, посуда для хранения молока – чабычах были сделаны из берестяных пластин соединенных берестяными обручами или волосяными веревками. Мытьё посуды, в бедных семьях практиковалось крайне редко… “беда, если якутка вздумается щегольнут перед вами чистотой и станет мыть посуду, чайную или обеденную – все равно: она будет вытирать ее подолом собственной рубахи”[7].

Медико-санитарный отряд С. Е. Шрейбера детально анализировал характер и способы отопления и освещения обследованных жилищ. При этом обнаруживалось, что почти 80% всех жилищ якутов имели единственным источником тепла камелек. Дома, отапливаемые русскими печами и плитой, оказались только у 5% якутских семей. Более 70% жилищ не знало другого источника освещения, кроме ка­мелька и лучины.

 Способы отопления и освещения жилищ у якутов и русских

Вилюйского и Олёкминского округов, в %[8].

у якутов у русских
Способ отопления и освещения Вилюйск-ий Олёкмин-ский Всего Вилюй-ский Олёкмин-ский Всего
округ округ округ округ
 

Отопление

камелёк …. 91,6 18,9 78,4 15,7 0,3 3,7
камелёк, русская
печь, плита …… 6,0 44,2 13,0 35,0 34,5 34,6
камелёк,   русская
и  голландская
печи и плита …….. 1,8 10,7 3,4 19,3 3,1 6,7
камелёк,
голландская печь,
плита ……. 0,6 0,4 0,5 7,2 0,3 1,9
русская печь …. 0,4 0,4 10,6 8,2
русская и
голландская печи,
плита ………. .11,2 2,0 14,4 25,9 23,4
голландская  печь
и плита …… 5,6 1,0 8,4 6,1 6,6
русская печь     и
плита ……….. 6,9 1,3 18,1 14,1
плита ……

 

1.7 0,3 1,1 0,8
Освещение
Керосиновое ……… 9,6 88,8 23,0 65,0 91,0 85,3
керосиновое
и свечи    ….

свечи ………

камелёк и лучина ….

камелёк ………

 

3,3

3,7

49,6

33,8

3,2

1,6

2,7

3,7

3,3

3,4

41,6

28,7

16,7

8,3

5,0

5,0

5,2

3,3

0,5

7,7

4,4

1,1

1,5

Данные таблицы еще раз сви­детельствуют о прогрессивной роли русского населения, сумевшего привить якутам Олёкминского округа навыки цивилизованного устройства жилищно-бытовых условий. Так, например, у вилюйских якутов 91,6% жилищ отопля­лось камельком, а у олёкминских — только 18,9%, у вилюй­ских керосином и свечами при освещении жилья пользовалось только 16,6% якутских хозяев, а у олёкминцев – 93,6%.

Зимой камелёк топили целыми днями, но тепло в юрте распространялось неравномерно, ночами же почти всегда было холодно. “…Во время топки камелька в юрте можно наблюдать три разные температуры: под потолком очень жарко, на средней высоте 16-20 градусов, а на земляном полу стынут ноги”[9]. Якутская юрта не держала тепла. Поэтому расходы на дрова были большие. Один якутский камелёк за зиму пожирал “от 40 до 50 квадрат саженых дров, т.е. 120-150 возов”[10]. Другой его отрицательной стороной было неравномерное распределение света – яркий свет у камелька и полутьма в уголках юрты.

В то же время камелёк нес боль­шую санитарную нагрузку. Мелкие отходы и мусор тут же сжигалось в нем. Широкая открытая труба камелька служила отличным вентилятором, вытяги­вала пыль, гарь и запахи. Об этой особенности якутского камелька отмечает в своей работе Р.Маак: «…камины служат прекрасным вентиляторами для очищения атмосферы в юрте, пропитанными зловонными испарениями хлева»[11].

В юртах русских пересе­ленцев, которые в целях сохранения тепла стали на ночь затыкать трубу камелька, постоянно удерживал­ся тяжелый смрадный воздух и угарный запах. В 1910 году Н.А. Попов писал: “Приходится отметить то странное обстоятельство, что туберкулез силь­но стал распространяться не там, где якуты живут в юртах с хотонами и где якуты питаются гнилой рыбой …, а там, где они стали жить в рубленках, отдель­но от хотонов, питаясь хлебом. Что … можно объяс­нить тем, что юрты часто подновляются, хорошо ежегодно проветриваются и даже строятся новые, т.н. строить их очень легко”[12].

Обязательной пристройкой юрты якута был хотон – хлев для скота. Хотон строили так же как и юрту, или, вернее, хотон и жилое помещение составляли единую капитальную постройку, разделенную внутри перегородкой. И бывало, что «нередко хотон составляет самую существенную часть юрты, и жилой уголок занимает в ней лишь незначительную часть»[13].

Как известно, при открытом содержании крупный рогатый скот не выдерживает сильных морозов. В то же время для скота было не менее губительным использование прямо в хотоне отдельного камелька, с его сильным лучистым жаром и резкими перепадами температуры, что приводило бы к частым простудным заболеваниям и падежу животных. Поэтому только совмещённое строительство и отражённое от юрты тепло создавало в хотоне хоть какой-то приемлемый для скота зоотемпературный режим.

Как мы уже отмечали якутский камелёк за зиму расходует огромное количество дров. Очень бедные якуты, для большего затепления, двери юрты проводили через хотон. Самые главные противники отделения хотона от юрты – женщины, которым приходится ежедневно работать в хотоне по 3-4 часа[14]. В той ситуации женщины-домохозяйки были совершенно правы. Они, лишь имея указанное внутрен­ние сообщение, прообраз современного теплого перехода, имели возможность одновременно и работать в хотоне, и держать в своем контроле ситуацию с деть­ми в юрте. Сокращалось число хождений через на­ружную дверь юрты, что уменьшало стужу и сквозняки. Отпадала необходимость многократного в день переодевания по-зимнему (если бы хотон стоял отдельно), что сберегало одежду, особенно кожаную обувь, которая при частой смене тепла и холода быстро сырела и рвалась.

Таково было внешнее и внутреннее устройство якутской юрты, в которых проживало большинство якутского населения.

Худо жилось беднякам, которые не имели ни скота, ни своей собственной юрты. Им приходилось жить на правах эксплуатируемых дюккахов[15] у чужих людей. В Арылахском наслеге Хочинского улуса Вилюйского округа дюккахи составляли почти четверть всех семей – из 102 хозяйств собственные жилища имели 77, а 25 семейств проживали в чужих домах в качестве соквартирантов[16].

За право ютиться в юрте им приходилось ухаживать за хозяйским скотом, выполнять все работы по заготовке сена, работать по дому.

А более зажиточные семьи в это время начали строить русские избы, пользоваться русской печью. В их домашнем хозяйстве появились металлические ложки, вилки, стаканы и тарелки.

Конечно же, все сказанное нисколько не умаляет того, что юрта действительно имела много санитарно-гигиенических недостатков. Но можно с уверенностью утверждать, что якуты в юрте максимально воплотили основные идеи своей народной гигиены, т.е. собственный исторический опыт самосохранения.

[1] Шрейбер С.Е. Медико-санитарное обследование населения Вилюйского и Олёкминского округов. Л., 1931, с. 71-72.

[2] Трощанский В.Ф. Указ. соч., с.3-4.

[3] Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. Л., 1969, с 75.

[4] Попов Н.А. О якутах: их образе жизни, питании и болезнях. Якутск, 1910, с. 1-6.

[5] Шрейбер С.Е. Указ. соч., с.86.

[6]Шрейбер С.Е. Медико-санитарное обследование населения… Л., 1931. с.84-85.

[7] Трощанский В.Ф.Указ. соч., с.33.

[8] Шрейбер С.Е. Указ. соч., с.77-78.

[9] Шрейбер С.Е. Указ. соч., с.31.

[10] Жилище, одежда и пища якутов. К Всероссийской гигиенической выставке 1913 г. – Якутск, 1913. с.21

[11] Маак Р. Вилюйский округ Якутской области. СПб., 1887.  с.43.

[12] Попов Н.А. Указ. соч., с.28.

[13] Серошевский В.Л. Указ. соч., с.339.

[14] Жилище, одежда и пища якутов. К Всероссийской гигиенической выставке 1913 г. – Якутск, 1913. с.23.

[15] “Дюкках” – соквартирант в одном жилище.

[16] Никифоров В.В. Предварительный отчёт о демографических и дозиметрических отчётах в Вилюйском и Олёкминском округах в 1925 – 1926 гг. с.162.

Е.П. Прибылых,
специалист по экспозиционно-выставочной деятельности
Якутского музея им. Ем. Ярославского