ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Статья «Несбывшаяся мечта»

Эта история началась задолго до рождения замечательного полярного исследователя конца XIX века Э.В. Толля. Во время одной из поездок в 1911г. по северной оконечности острова Фаддеевского промышленник Яков Санников, по его словам, увидел на севере «землю с высокими горами» и дважды пытался добраться до неё, но оба раза неудачно, т.к. помехой для продвижения явились большие полыньи. М.М. Геденштром впоследствии нанёс её на свою «Новейшую  карту Восточной Сибири», сочинённую в 1816г. Так появилась на свет загадочная, волновавшая в течение более ста лет умы многих учёных и путешественников, в том числе и Э.В.Толля, «Земля Санникова».

Фото:    Эдуард Васильевич Толль родился 14 (2) марта 1858г. в г.Ревеле (ныне г. Таллин). В 1882г. окончил Юрьевский (Дерпентский) университет. Научные интересы его были разносторонни. Поступив на естественно – исторический факультет изучал минералогию, медицину, зоологию, геологию, биологию. По поручению Академии наук принял участие в 3-х экспедициях на север Якутии (1885 – 1886, 1893 – 1894, 1900 – 1902г.г.).

В 1885 – 1886 г.г. впервые участвуя в полярной экспедиции под руководством А.А.Бунге в Приянский край и на Новосибирские острова, Эдуард Васильевич побывал в г. Якутске. 6 марта они с А.А.Бунге выехали из Иркутска в Якутск и прибыли 19 марта. Пробыв в городе несколько дней, поехали в Верхоянск. Находясь на северо-западном берегу острова Котельный,  Э.В.Толль 13 августа 1886г. занёс в свой дневник:

«Горизонт совершенно ясный. Вскоре после того, как мы снялись с устья реки Могур-урях в направлении на северо-запад 14-18 градусов ясно увидели контуры    четырёх гор, которые на востоке соединялись с низменной землёй. Таким образом, сообщение Санникова подтвердилось полностью. Мы вправе, следовательно, нанести в соответствующем месте на карту пунктирную линию и надписать на ней: Земля Санникова».

Расстояние от о.Котельного до «Земли Санникова», которую Э.В.Толль считал за часть неизвестного архипелага, он полагал 150 – 200 километров.

Второй раз в г.Якутске Эдуард Васильевич побывал также проездом уже являясь руководителем экспедиции 1893 – 1894г.г. Вместе с Е.И.Шилейко, его заместителем, 7 марта 1893г. прибыли в Якутск и 21 марта выехали на север.

Научные результаты 3-х экспедиций, изданные Академией наук составили 7 томов. Широкий научный кругозор и глубокие познания во многих областях позволили Э.В.Толлю осветить многие проблемы, связанные с изучением природы Арктики. Обладая сильной волей и высоко развитым чувством ответственности за порученное дело, он не жалел сил и жизни, преодолевая неисчислимые трудности, стоявшие на пути полярного исследователя в ту эпоху, когда работа в Арктике граничила с героизмом. Его суровая требовательность к себе сочеталась с чутким и заботливым отношением к своим подчинённым. К местным жителям северного побережья Сибири он относился с глубоким уважением и высоко ценил такие их качества как непосредственность и честность. В отчёте о второй экспедиции, предоставленном Академии наук Э.В.Толль писал: «Нельзя не любить коренных жителей побережья Ледовитого океана, нельзя нам особенно не вспоминать их с чувством благодарности за гостеприимство и безукоризненное хорошее отношение к нам».

Э.В. Толль являлся одним из самых страстных и настойчивых искателей Земли Санникова. Своё отношение к последней он выразил словами: «Раз наступить и умереть». Жизнь Толля, по существу, сложилась с полным соответствием этим словам. Поискам Земли Санникова была посвящена Русская Полярная экспедиция под его руководством 1900 – 1902г.г.

«Теперь я сгораю от нетерпения достигнуть намеченной цели, — пишет в дневнике Эдуард Васильевич в 1902г. Дорога домой лежит только через ту далёкую гавань, которая  называется   Землёй Беннета, чтобы с её вершины увидеть мечту многих лет жизни – таинственную Землю Санникова». Ценой своей жизни заплатил Э.В.Толль за свою несбывшуюся мечту.

В   Русской Полярной экспедиции принимали участие политические ссыльные Якутской области. Они, как и члены экспедиции, и местное население помогали Эдуарду Васильевичу осуществить его мечту: найти Землю Санникова.

Руководитель вспомогательной экспедиции К.А.Воллосович для метеорологических наблюдений на острове Котельном и сборов по зоологии и ботанике привлёк к участию в работах инженера-технолога М.И.Бруснёва.

Фото: М.И.Бруснёв на метеорологической станции.

Михаил Иванович Бруснёв (1866 – 1937) политический ссыльный. Окончил Петербургский Технологический институт. За создание первой в России социал-демократической организации арестован и после 4-х летнего пребывания в тюрьме сослан в Верхоянск Якутской области на 10 лет, доставлен в Верхоянск в феврале 1897г. В начале своей работы в экспедиции М.И.Бруснёв вёл с июля по ноябрь 1901г. метеорологические наблюдения на организованной им станции на Михайловском стане. Он сделал подробную съёмку острова Новая Сибирь.

Первая встреча М.И.Бруснёва с Э.В.Толлем произошла 18 сентября 1901г. В дневнике Эдуарда Васильевича есть следующие записи о М.И.Бруснёве: « 20 сентября 1901г. Среди спутников К.А.Воллосовича два политических ссыльных из Верхоянска. И.Ф.Ционглинский – студент Варшавского университета естественного факультета, который проводит зоологические и ботанические сборы и технолог М.И.Бруснёв. Они попеременно ведут наблюдения на метеорологической станции в Михайловском стане».

«29 октября 1901г.  Вчера К.А.Воллосович пришёл из Михайловского стана с Бруснёвым и Стрижевым. М.И.Бруснёв привёз коллекцию птиц. В этой коллекции лучшим экземпляром была красивая чайка с тремя птенцами. Гербарий составлен не менее интересно».

«12 ноября 1901г. Бруснёв со Стрижевым уехали с почтой… Бруснёв предпримет на материке исследование западного побережья бухты Борхая (залив Буорхая, в западной части которого расположена бухта Тикси), чтобы подготовить нам высадку. Он выберет подходящую гавань, измерит фарватер и поставит знаки. Кроме того, он берётся вести наблюдения над птицами, произведёт сборы растений и шкурок и сделает характерные фотографические снимки. На том берегу Бруснёв останется с июня по сентябрь (1902г.). За это время он организует отправку собачьих нарт и произведёт закупки в Усть-Янске. В помощники ему назначили Стрижева. Участие Бруснёва в работах неоценимо, благодаря его исключительной добросовестности и находчивости. Кроме того, он хорошо ознакомился с местными условиями за время своего 4-х летнего пребывания в Верхоянске в качестве ссыльного поселенца. По моему поручению он соберёт сведения о благоприятных сроках плавания «Зари» в устье Лены, для этого наведёт справки у норвежца Торгерсена (бывшего штурвального парохода «Лена», жившего несколько лет в Булуне)… Если же попытка проникнуть в устье Лены окажется безнадёжной, то нам не останется ничего другого как скрыться в одной из найденных Бруснёвым гаваней в районе устья «Хараулаха».

В начале сентября 1902г. М.И.Бруснёв встретил яхту «Заря» в бухте Тикси. Узнав о том, что Э.В.Толля и его спутников не смогли забрать с острова Беннета, предложил организовать санную спасательную экспедицию на остров Новая Сибирь. Он был назначен руководителем этой экспедиции.

К оставшимся на «Заре» экспедиционным собакам, Михаил Иванович закупил недостающее количество для упряжек из 6 нарт. Заготовил для собак корм, нанял 5 промышленников-якутов, работавших до этого проводниками в экспедициях. Партия отправилась на остров Новая Сибирь после окончания полярной ночи в середине февраля 1903г. Бруснёв надеялся в пути встретиться с Э.В.Толлем и его спутниками, но этого не произошло. Добравшись до острова, на мысе Высоком 29 марта он обнаружил деревянный столб с жестяной банкой наверху с привязанной к ней дощечкой с надписью «для писем». После прочтения записки М.И.Бруснёв устремился на северо – восток по маршруту указанному в записке. Стоял 30-градусный мороз. Море представляло совершенно ровное снежное поле, только вдоль берега мыса Высокого тянулась гряда торосов. Проехав около 25 километров от берега острова, партия встретила длинную гряду. Путь через неё пришлось прорубать топорами. Затем в километрах 30 от мыса Высокого преграждала путь очередная гряда непреодолимых торосов до 14 метров высотой. С вершины торосов открывалась полынья шириной 3-5 километров, тянувшаяся на необозримое пространство. От воды поднимался густой туман. Дальше идти было невозможно и М.И.Бруснёв повернул обратно к стану, решив ждать Толля у мыса Высокого.

В экспедиции Э.В.Толля принимал участие ещё один политический ссыльный Якутской области:

Фото: Виктор Николаевич Катин — Ярцев (1875 – 1928). Член Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Окончил полный курс Военно-медицинской академии, но диплом врача не получил, так как перед выпускными экзаменами в 1897г. был арестован. Приговорён к 5 годам ссылки в Якутскую область,  куда доставлен 30 декабря 1899г. Ссылку отбывал в Якутском округе, занимался педагогической и медицинской деятельностью. В 1902г. получил разрешение Министерства внутренних дел на замещение должности врача в экспедиции Э.В.Толля вместо умершего 3 января 1902г. врача Германа Эдуардовича Вальтера. Во время пути до Новосибирских островов вёл научные записи, опубликованные затем в 1904г. в журнале «Мир божий». 9 мая 1902г. он добирается до стоянки «Зари». В своём дневнике Э.В.Толль пишет: «9 мая 1902г. Наш новый врач Виктор Николаевич Катин — Ярцев производит благоприятное впечатление. Он высокого роста, крепкого телосложения, имеет здоровый вид. У него белокурые волосы, небольшая бородка, прекрасные зубы, которые поблескивают, когда он смеётся. Нрав у него, по-видимому, весёлый, характер доброжелательный. Он женат, имеет одного ребёнка. Будучи студентом Медико-хирургической академии, во время сдачи выпускных экзаменов был осуждён и в 1897г. сослан как политический ссыльный в Восточную Сибирь в маленькую деревушку Иркутской губернии, а затем в Якутск. Когда 4 марта через Воллосовича поступил мой рапорт о прикомандировании врача к экспедиции и когда были закончены все формальности, он выехал 19 марта по получении телеграфного согласия министра внутренних дел. Катин — Ярцев привёз с собою последнюю почту…».

«15 мая 1902г. На днях я демонстрировал Катин — Ярцеву геологические коллекции и ознакомил его с геологией края. Кроме того, намереваюсь совершить вместе с ним несколько геологических экскурсий».

«21 мая. Упаковал свои личные книги. Мои научные книги оставлю для пользования Катин — Ярцеву, который хорошо знает немецкий и английский языки».

«24 мая 1902г. Вчера я предпринял вместе сКатин – Ярцевым геологическую экскурсию, чтобы ввести его в геологию».

Перед отъездом Э.В.Толля и его спутников на остров Беннета, В.Н.Катин – Ярцев провёл медицинский осмотр. Зееберг, Дьяконов и Горохов были здоровыми, а Толль отказался от осмотра, уверяя, что чувствует себя вполне здоровым.

Виктор Николаевич вместе с участниками экспедиции на пароходе «Лена» прибыл в Якутск 30 сентября 1902г. Он был вынужден остаться в Якутске, так как срок его ссылки не закончился. В 1904г. ему разрешили сдать экзамены в Петербургской военно-медицинской академии. После получения диплома врача, он был мобилизован на русско-японскую войну 1904 – 1905г.г. Для Виктора Николаевича встреча с участниками экспедиции и, особенно, с Э.В.Толлем было незабываемым событием в его жизни. Память об этих замечательных людях он сохранил до конца своих дней.

Прибыв в декабре 1902г. в Петербург, участники экспедиции доложили о том, что яхта «Заря» из-за тяжёлой ледовой обстановки и малого количества угля не смогла забрать с острова БеннетаЭ.В.Толля и его спутников. Было решено, что кроме направления санной партии М.И.Бруснёва на Новую Сибирь, необходимо в навигацию 1903г. послать за начальником Русской Полярной экспедиции на остров Беннета судно «Заря». Но это оказалось невозможным из-за разбитого корпуса и отсутствия угля. Было решено направить спасательную экспедицию на остров Беннета на вельботе, во главе с гидрографом экспедиции А.В.Колчаком. 22 февраля 1903г. экспедиция выехала из Петербурга в Иркутск и через Якутск дальше на север.

Доставить вельбот с яхты «Заря» до Новосибирских островов Академия наук попросила заведующего Якутским областным музеем:

Фото: Павла Васильевича Оленина. Это был третий политический ссыльный Якутской области, принимавший участие  в Русской Полярной экспедиции. П.В.Оленин – бывший студент Московского университета. В 1901 – 1903г.г. консерватор Якутского областного музея. Участник 8 экспедиций по Якутской области. Внёс большой вклад в комплектацию естественно-исторических музейных коллекций.

Он закупил в Устьянске снаряжение и 161 ездовую собаку. 25 апреля 1903г. вельбот поставили на 2 прочные нарты и вывезли из бухты Тикси. В перевозке вельбота, находившегося на расстоянии 1000 километров от Новосибирских островов участвовало 17 человек, в том числе 8 каюров (якутов и эвенов) с 12 нартами, из которых в 10 по 13 собак в каждой, вельбот же везли на 2-х нартах, запряжённых 30 собаками. Большие трудности испытывали с кормом для собак. Тяжёлые  нарты, а особенно вельбот, ограниченный корм для собак и сравнительно тёплое время, заставлявшее идти только в ночные часы, когда становилось холоднее и сани не врезались в снег – всё это приводило к тому, что шли только по 6 часов в сутки. Силы собак постепенно истощались, и людям самим приходилось впрягаться в лямки. Часто путь преграждали торосы и дорогу прорубали топорами. Весь переход занял полтора месяца. Вельбот был передан на острове Новая Сибирь спасательной экспедиции А.В.Колчака. Партия П.В.Оленина обследовала остров Котельный в поисках Э.В.Толля и его спутников, но ничего не обнаружила.

31 июля 1903г. 6 участников спасательной экспедиции на вельботе поплыли к острову Новая Сибирь. 15 августа взяли курс на остров Беннета. 17 августа высадились на остров, но людей на нём не оказалось. Было найдено несколько записок Э.В.Толля и много других признаков пребывания их на острове. И, наконец, найдена последняя запись, которая заканчивалась словами: «…отправимся сегодня на юг. Провизии имеем на 14-20 дней. Все здоровы. 26/X – 8/XI – 1902г. Э.В.Толль».

22 августа 1903г. спасательная партия Академии наук прибыла с острова Беннета на Новую Сибирь. 25 августа они отплыли на материк и через 2 суток высадились у поварни на Михайловском стане.

Комиссия по снаряжению Русской Полярной экспедиции пришла к выводу, что партия погибла во время перехода во мраке арктической ночи. Была назначена премия за нахождение партии Э.В.Толля или её следов.

На заседании комиссии Академии наук 22 ноября 1904г. на котором присутствовали М.И.Бруснёв и П.В.Оленин вынесли решение: Э.В.Толля, Ф.Г.Зееберга, якута Василия Горохова (по прозвищу «Чичаг») и эвена Николая Протодъяконова (Дьяконова по прозвищу «Омук») считать погибшими. По ходатайству начальника сухопутной спасательной экспедиции М.И.Бруснёва жёнам погибших проводников Э.В.Толля – Александре Гороховой (27 лет) и ХеопииПротодъяконовой (32 года) выдано единовременное пособие в размере 1000 рублей каждой.

Прошло 112 лет со дня гибели Э.В.Толля и его спутников, но их имена  и дела, как и многих других участников экспедиций не забыты. Они сохранились во многих географических названиях.

12 сентября 1902г. яхта «Заря» стала на вечный якорь под небольшим островом, названным островом Бруснёва в бухте Тикси.  В июле 1903г. капитан яхты Ф.А.Матиссен (он участвовал в спасательной экспедиции под руководством А.В.Колчака) спустил флаг на «Заре». Наиболее ценное оборудование и снаряжение были сняты, а судно передано торговой фирме Громовой. Однако использовать его не смогли, так как большая осадка не позволяла «Заре» войти в реку Лена. Судно простояло не востребованным до начала 40-х годов XX в., пока не затонуло.

В фондах Якутского музея им. Е.М.Ярославского хранится несколько предметов из снаряжения Русской Полярной экспедиции. Эти предметы в 1916г. представители фирмы Громовой продали Якутскому областному музею (заведующим музея в то время был Е.М.Ярославский).

В старых инвентарных книгах музея сохранились записи об этих приобретениях:

1.      Байдара парусиновая, куплена за 100 рублей.

2.      Нарта большая для перевозки байдарок, куплена за 40 рублей.

3.      Лыжи (2) норвежские 3-х метровые, куплены за 100 рублей.

4.      Лыжа (1) обыкновенная, куплена за 10 рублей.

5.      Снегоступы (2).

6.      Дождемер.

7.      Парусиновое ведро для воды.

8.      Парусиновое ведро для угля.

Стоимость этих предметов не указана.

В 1961г. работник редакции «Эдэр коммунист» Сивцев Николай Афанасьевич подарил музею через заместителя директора музея по научной работе И.Д.Новгородова компас барона Толля.  Этот компас Эдуардом Васильевичем был подарен якуту  из Верхоянского округа Томскому Конону. После смерти Конона компас хранился у его сына – охотника совхоза Усть – Янский, проживавшего в посёлке Юкагир. Таким образом, фонды музея пополнились ещё одним экспонатом Русской Полярной экспедиции.

Жена Э.В.Толля – ЭмелинаТолль писала о муже: «Он серьёзно относился к жизни, не мог обходиться без работы и был весь без остатка поглощён ею. Для него было жизненной потребностью, даже в период величайшего напряжения отдавать себе  отчёт в своих действиях и мыслях, уяснить себе, откуда и куда ведёт жизнь со своими трудными для разрешения задачами. Он верил в будущее народа и в развитие каждого человека в отдельности, невзирая на те, существенные преграды, которые стоят на пути человека».

Будем в это верить и мы с Вами!

Использованная литература.

1.      Э.В. Толль «Плавание на яхте «Заря». М., 1959г.

2.      НА РС (Я). Ф.25-и. Оп.1. Д.2457. Л.58, Л.58 об., Л.162, Л.183, Л.241, Л.241об., Л.242.

3.      А.А. Калашников. « Якутия. Хроника. Факты. События». Я., 2002г.

4.      Библиографический справочник «Большевики в Якутской ссылке». Я.,1988г.

5.      П.Л. Казарян. «Верхоянская политическая ссылка. 1861 – 1903г.г.». Я.,1989г.

6.      Д.А. Ширина «Летопись экспедиций Академии наук на северо-восток Азии в дореволюционный период». Н.,1983г.

Строева Зоя Григорьевна,

старший научный сотрудник Якутского музея им. Ем. Ярославского

2

3

4