ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Пища и бюджет якутской семьи в конце XIX в. – 1917 г.

Якуты издавна владели большими табунами лошадей, а затем, под влиянием новых экономических условий, постепенно перешли на крупный рогатый скот. Так, на 100 душ населения приходилось[1]:

                                     лошадей     крупного рогатого скота

1897 г.       44,3                       101,2

1917 г.       52,4                       197,2

С уменьшением коневодства значительно уменьшилось количество употребляемого мяса. Исследователи традиционной якутской пищи в 1913 году писали: “Якуты мясо едят, конечно, больше чем русские крестьяне, взамен хлеба, мало доступного якуту. Точно также больше употребляют молочных продуктов и рыбы”. Кстати, в этом же источнике сообщается, что у якутов часто бывают катары, язвы и рак желудка, но “…зато кишечные заболевания очень редкое явление[2]“.

Необходимо подчеркнуть, что действительно во все времена якутам пропитание доставалось очень не лег­ко. Исследователи писали: “Мы видим, как тяжелы условия, при которых приходится жить якутам, как тяжела борьба, которую они вынуждены вести с при­родой. При суровом климате и скудной почве они должны почти все свои силы и весь свой досуг тратить на то, чтобы только обогреть и прокормить себя”[3].

Охотничий промысел, рыболовство, сбор растений были важным подспорьем в хозяйстве. Они давали хозяйству необходимые шкуры и дополнительное питание. Но они зависели от изменения погоды, климата и были явлениями неустойчивыми.

Наиболее благополучными в смысле питания были летние и осенние месяцы. В июне—июле в семьях, имевших скот, появлялось молоко. В августе шли на убыль молочные продукты, но некоторые собирали урожай зерновых, в сентябре пищевой рацион дополнялся добычей от таежного промысла, в част­ности зайцев и боровой дичи. В октябре били скот. В это время рацион питания и разнообразие пищи заметно увеличивалось.

 Якутка за приготовлением масла. Фото А.П. Курочкина

В литературе приводится богатый ассортимент традиционной якутской кухни, способы приготовления и порядок употребления различных блюд. Из одних молочных продуктов готовилось более 10 названий. И.А. Худяков сделал перечень 33-х якутских блюд[4]. Якуты хорошо поняли, что в све­жем виде молоко никак невозможно сохранить, а в молочнокислых формах оно мало подвержено к даль­нейшей порче, при этом сохраняет, и даже улучшает, свои питательные свойства. В 1899 г. Н.А. Александров писал, что якутки хорошие кухарки[5].

Так же и другие исследователи с большим удовольствием от­мечали бескорыстное гостеприимство якутов, их щед­рое и обильное угощение во время своих праздников (ысыах, свадьбы, рождение детей, религиозные и другие торжества), которые продолжались иногда на не­сколько дней[6].

Из коровьего молока якуты приготовляли сорат, сметану, сливки,  тар. Из кобыльего молока делали кумыс, который хорошо утолял жажду и был очень полезен для организма. Так как в торговле не было масла, его изготовляли сами, оно ценилось как дорогое угощение. Из смеси масла и муки делали саламат – свадебное угощение, пища богов, богатых людей, его давали также больным и беременным женщинам. Обычной едой бедняков были ячменная лепешка и кирпичный чай с молоком. Такое меню диктовалось крайней бедностью. Особенно много пили густой чай, который, как известно, создает иллюзию сытости. Таким образом, жидкая пища преобладала над твердой.

Историческую роль традиционной якутской пищи высоко оценивали многие прогрессивные исследовате­ли. В частности, в 1886 г. А. Шиманский писал: “Не подлежит никакому сомнению, что в ряду других причин, давших возможность якутскому племени про­явить столь замечательную энергию в борьбе с суро­вой природой Ленского края, играла немаловажную роль пища”[7].

Следует подчеркнуть, что самобытные идеи, зало­женные в традиционном образе питания якутов: мо­лочнокислая пища, кумыс, бессолевая диета, сырое­дение, натуральное питание, повышенное потребление высококалорийной пищи (жиров) в условиях низких температур и многое другое сегодня признаются гиги­енически целесообразными и полезными, пропаганди­руются во всем мире[8].

Но совсем другое дело обстояло в конце года. В ноябре обычно переставали доиться коровы, начиналось общее ухудшение питания. В декабре и январе у бедняков истоща­лись все пищевые запасы, и с февраля наступал голодный период, когда почти половина якутского населения переби­валась чаем, чуть забеленным молоком[9], наступало такое время, что “даже мыши… юрты живут голодом, так как поживиться у хозяина нечем”[10].

Мелочная торговля на Малом базаре. Фото А.П. Курочкина

Дореволюционные исследователи единодушно отмечали, что Якутия XIX – XX вв. была страной систематического голодания.  Голод в Якутии был явлением постоянным. В XIХ веке за 50 лет, начиная с 1823 года, произошли 22 голодовки, охватившие целые районы[11].

Чтобы понять причины голода, попробуем вычислить бюджет якутской семьи, для этого рассмотрим структуру годового дохода сельской и городской семьи по отдельности.

Возьмем сначала сельскую семью, и предположим, что семья состоит из пяти душ и владеет 20 головами скота. Такая семья имеет обыкновенно на своем иждивении одного кумулана, или итымни, т.е. живущего на мирской счет бедняка. Сена ей нужно: 60 буласных стогов (от 1800 до 2000 пудов), считая 5 стогов для рогатого скота и 1 для коня и ночлежников. Собственными силами семья может накосить в среднем 4 стога (от 1200 до 1800 пудов), поэтому приходится нанимать одного косца. На косца полагается за половину лета – 18 руб. Осенью забивают коров, из них 1,8 коровы продают на мясо, что составляет 45 руб. Семья только изредка потребляет масло и сливки, и можно полагать, что она продаёт масло от одной коровы целиком, что составляет 1 пуд (8 руб.). Промысел лисиц, зайцев и белок = 10 руб., плюс ещё 10 руб. с торговли (почти каждый якут торгует). А также прибавляется сумма с различных случайных доходов (перевозка клади, подряды), что может составлять, в среднем, 8 руб. 80 коп. Таким образом получится всего 81 руб. 80 коп. – (минус) жалование косцу (18 руб.), а также обязательные повинности (ещё – 15 руб. 50 коп.[12]), итого = 48,30 руб. на основные потребности (пища, одежда, и др.)[13]

Что касается городской семьи, в городе Якутске, например, размер заработной платы работников различался в зависимос­ти от сроков найма. Поденным рабочим плати­ли в среднем 90 копеек мужчинам, 65 копеек — женщинам. Зара­ботная плата месячных работников составляла: мужчин — 11,5 рублей, женщин — 7,5 рублей. Мужчины, нанимавшиеся на лето, получали в среднем за весь период работы 85 руб., женщины — 50 руб.[14]

Для того, чтобы представить покупательскую способность бюджета якутской семьи, можно привести средние рыночные цены на некоторые товары в 1905-1913 гг. [15]

 

Наименование

товара

Единица измерения Цена за единицу, руб. Наименование товара Единица измерения Цена за единицу, руб.
Корова дойная гол. 25-00 Мука пшеничная

Сено

Мука ржаная

Чай кирпичный

Мыло

Керосин

Свечи стеариновые

кг.

ц.

кг.

ед.

кг.

кг.

кг.

0-12

2-00

0-08

1-00

0-43

0-40

0-85

Вол рабочий гол. 30-00
Лошадь рабочая гол. 45-00
Мясо говядина

Масло

кг.

кг.

0-20

0-80

Муксун свежий

Сахар

Ячмень

кг.

кг.

пуд.

0-24

0-60

2-00

Городская семья, на 1 работающего члена семьи, в среднем зарабатывающего за летний период работы 65 руб., а в остальные месяцы в среднем по 9 руб. 50 коп. вполне могла обеспечить себе достойную жизнь.

Совсем другое дело обстояло у сельской семьи. По подсчётам В.Ф. Трощанского, бедняцкая семья должна была покупать в течение года в среднем не менее 7 пудов ячменя (14 руб.), 12 кирпичей чаю (12 руб.), сахару на 1 руб. 50 коп., мануфактуры для одежды и мелких товаров первой необходимости на 19 руб. Подати, различные сборы, церковные расходы составляли 10 руб. Кроме того, такая семья не обходилась без прикупки местных продуктов. Неимущие хозяйства приобретали у местных кулаков и богачей в среднем по 8 пудов простокваши (2 руб. 40 коп.) [16]. Таким образом, расходная часть бюджета семьи бедного «улусника», составляла 58,90 руб.  А доходная часть, рассмотренная выше, составила 48,30 руб. “Откуда же семья скотовода покроет дефицит…?”- спрашивал Трощанский. И отвечал: “Придётся либо входить в неоплатные долги, продавать сено, либо голодать; последнее, разумеется – самое действительное средство против дефицитов”[17].

В марте опять начинается замерший было на зимнее время лесной промысел; в апреле начинают ловить подо льдом рыбу и возить сосновые стволы для сдирания заболони. В мае начинают телиться коровы, и количество молока правильно возрастает”[18]. И вновь в рационе питания якутской семьи появляется разнообразная еда.

 [1] Халдеев В. Якутская АССР. Районы Северной Азии, вып. III, М., 1927. с.38.

[2] Жилище, одежда и пища якутов. К Всероссийской гигиенической выставке 1913 г. – Якутск, 1913. с.21.

[3] Голикова А. Якуты. – СПб. 1907. с.44.

[4] Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского округа. – Л., 1969, с.440.

[5] Александров Н.А. Якуты., М., 1899. с.28.

[6] Вруцевич В.С. Обитатели, культура и жизнь в Якутской области. – СПб., 1891. с.41.

[7] Шиманский А. Пища якутов. // Известия Вост.-Сиб. отд. РГО., 1885.- №1-3. с.310.

[8] Львов Л.А. Образ жизни и долголетие в Якутии. – Якутск, 1984. с.32.

[9]Серошевский В.Л. Указ. соч., с.327-328.

[10] Трощанский В.Ф Трощанский, В.Ф. Наброски о якутах Якутского округа. – Казань, 1911, с.17.

[11] Тырылгин М.А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа Саха. – Якутск, 2000, с.47.

[12] Гоголев З.В. Социально-экономическое развитие Якутии (1917-1941 гг.), Якутск, с. 161.

[13] Серошевский В.Л. Указ. соч., с. 409-410.

[14] Якутия XX век в зеркале статистики, под ред. Торговкиной Т.А. Якутск, 2001. с.52.

[15] Аргунов. И.А. Указ. соч., с.106.; Трощанский В.Ф. Указ. соч., с.119.

[16] Трощанский В.Ф. Указ. соч., с.119.

[17] Там же.

[18] Серошевский В.Л. Указ. соч., с.315.

Е.П. Прибылых,
специалист по экспозиционно-выставочной деятельности
Якутского музея им. Ем. Ярославского