ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
К 135-летию Григория Андреевича Попова, историка и педагога, автора ряда научных работ и учебных пособий по краеведению и истории Якутии

К 135-летию Григория Андреевича Попова
(25 ноября 1887 – 6 декабря 1942)
историка и педагога, автора ряда научных работ и учебных пособий
по краеведению и истории Якутии

Юбилейный для Попова Г.А. год Якутский Государственный Объединенный Музей  истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского отметил важным событием: приобретен личный архив Г.А. Попова, десятилетиями хранившийся у потомков. Объемные папки включают сотни единиц хранения, которые в настоящее время проходят первичную обработку.

Большой исследовательский интерес представляют ранее не изданные рукописи, внушительный объем которых может составить отдельный том. Часть рукописей и фотографий опубликованы в 2005–2017 гг. в 8-томном собрании сочинений и фотоальбоме. В папках с личными документами Григория Андреевича и членов его семьи образно и ярко отражена жизнь города Якутска начала ХХ века: сначала глазами учащегося духовного училища и семинарии, например, ученические сочинения 1904-06 гг. «Летняя ярмарка в Якутске», «Описание семинарии», затем молодого ученого, с 1920 г. заведующего подотделом исследований при Отделе Народного Образования. Документы рассказывают, насколько масштабно развернулась в крае краеведческая работа среди трудящихся, студентов и школьников, создавались музеи и научные общества. В 1920-х гг. историк дважды занимал должность директора Краеведческого музея.

Примечательно, что Музей приобрел подлинные документы организаций, в которых в разные годы работал историк: Национальный архив, Национальная библиотека, Якутское территориальное управление Главного Управления Северного морского пути, Пединститут и Институт языка и культуры при СНК ЯАССР. Документы, несомненно, внесут дополнительные штрихи в вопросы становления музейной, исторической, библиотечной, архивной работы в ЯАССР в 1920–1930-е гг.

Другую часть личного архива Г.А. Попова составляют рукописи других авторов, известных и анонимов. Это, например, часть картотеки П.П. Явловского, составителя «Летописи города Якутска», тетрадь с автобиографией поэта Петра Черных, статьи Н. Грибановского, С. Боло, тетради, конспекты, записные книжки и многие другие интереснейшие документы прошлого века – эпохи революционного переустройства общественно-политической жизни в республике.

С приобретенными ценными материалами из архива известного историка Музей ознакомит посетителей на выставках и в экспозиционных залах.

Григорий Андреевич Попов о своей деятельности
(из автобиографических записок, писем и дневников).

Цель моего учения
(письменная работа семинариста Григория Попова)

Как известно, мы учимся для того, чтобы приобрести больше знания и быть полезными гражданами своего отечества. Наша семинария (находилась в г. Якутске. – Ред.) приготовляет будущих священников, и потому предметы ее обучения составляют книги Св. Писания, за исключением некоторых необходимых светских наук. Говоря правду, не всякий семинарист желает быть священником, он может мечтать и о другой карьере, как докторской, военной и др. Моя личная мечта не быть священником. Меня влечет другая жизнь, полная приключений и опасностей. Я полюбил естественные науки, которым жертвую свободное время. Вся природа с ее лесами, горами… производит во мне истинный восторг. Весь звездный мир говорит о чем-то таинственном, о котором наука уже столько лет ищет разгадки. Наконец, все эти звери, птицы, насекомые пробуждают во мне столько любопытства, что я готов бы посвятить им все свободное время. И потому моя мечта быть естественником и познакомиться с флорой и фауной всего света. Я желаю кончить четвертый класс семинарии и ехать дальше на естественные курсы какого-нибудь высшего учебного заведения. Но это мечты… может быть они сбудутся, а может быть мне суждено быть не естественником, а кем-нибудь иным.

18 ноября 1906 г.

       ЯКУТСКАЯ  ДУХОВНАЯ  КОНСИСТОРИЯ

В 1911 году я окончил 6 классов духовной семинарии. Итак, с 1899 по 1911 гг. я прошел через бурсу и духовную семинарию. Что же дальше делать? В кармане ни копейки. Учиться дальше – но средства? Идти в священники не было призвания. Ясно, что нужно подрабатывать на поездку. Скоро мне нашли место в Якутской духовной консистории. Сначала писцом, а потом сделался временно исполняющим обязанности столоначальника «бракоразводного стола».
Я только мечтал, как бы выбраться совсем из этого болота. Подкопил немного и решил ехать учиться в высшее учебное заведение. В Университет? Нет достаточных средств. Оставался путь в Духовную академию, где можно было надеяться на стипендию. На этом и решил, избрав Казань.
В 1911 году сердечно сошелся с учительницей М.Я Никитиной (теперь моя жена).

КАЗАНЬ. ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Летом 1913 г. я покинул г. Якутск. Поехал к родственникам в Европейскую Россию – в Херсонской губернии пробыл до августа, а потом направился в Казань для поступления в Духовную академию. Наплыв поступающих был большой. На приемных экзаменах сдал удачно. Поступил на восточное отделение (миссионерское) с целью ознакомиться с историей и этнографией турецких и монгольских племен.

1 сентября 1913 г., г. Казань.

***

Я кончил курс (Казанской духовной академии. – Ред.) и получил звание «кандидата богословия». Куда определиться? Потянуло на родину. 1 мая 1917 года с некоторыми студентами-сибиряками направился в Сибирь.

РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ДНИ В ЯКУТСКЕ И
УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Вот я и в родном Якутске. К учебному году получил назначение преподавателем русского языка и литературы в Епархиальном женском училище. Стал приглядываться к политической физиономии Якутска. Здесь социал-революционеры преобладали. Учительство начальных школ в большинстве были социал-революционеры. Обострялась борьба социал-революционеров с большевиками. Социалисты стали врагами друг друга.
На меня, участника 1905 г., это действовало удручающе. Где же идеал братства, равенства и свободы!? Стала чувствоваться враждебность к интеллигенции, кстати и не кстати, стали пришпиливать кличку «буржуя» ко всем инакомыслящим. Темная масса, мало разбиравшаяся в событиях, этого «буржуя» представляла чем-то кровожадным. Достаточно было не угодить кому-либо, и вас обзывали «буржуем». Куда идти? Здесь у меня созрела мысль войти в к-д (кадетскую. – Ред.) организацию. Умеренные требования этой партии, учет реального и, наконец, наличие в рядах к-д мыслящей интеллигенции как будто располагали всех тех, кто был ошеломлен бурным потоком совершающихся событий.
В ночь на 1 декабря (по старому стилю. – Ред.) 1919 г. совершенно неожиданно был произведен советский переворот в Якутске. Подпольная организация местных большевиков вела работу среди якутского гарнизона и, при содействии арестованных в тюрьме местных совработников, захватила власть.

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА

Летом 1920 года приехали из центра советские работники, в большинстве местные – М.К. Аммосов и др. Не оставляя педагогической работы, я с момента советской власти в Якутии перешел на краеведческую работу. Интересы местного изучения края захватили широкие круги культурных работников. Я занял место заведующего под/отделом исследований при Отделе Народного Образования. С тех пор и до настоящего времени все свои силы отдал на местное краеведение. Всецело перешел на культурную работу. При крайне неблагоприятных условиях тогдашней обстановки, особенно в экономическом отношении, местные краеведы упорно принялись за новую работу, весьма нужную и благодарную.
Осенью 1921 г. я женился на учительнице Марии Яковлевне Никитиной, моей невесте с 1913 года. Свадьба была скромная, если только ее можно так назвать. Я и она были против всяких церемоний, и потому вышло весьма просто и скромно. Венчание в Никольской церкви, скромный ужин в кругу близких родных и только. Своей семейной жизнью я зажил в доме своей тетушки. Здесь в феврале месяце у меня родилась первенец – дочка Агуся (Агния).
1 мая 1922 г. Якутская область была объявлена Якутской Автономной Советской Социалистической Республикой. При Наркомате просвещения был открыт Научный отдел, заведовать которым был назначен я. Удалось за это время оживить деятельность местных краеведов. Организовали Якутское краевое Географическое общество и выпустили небольшой сборник [статей] по изучению Якутского края.
В 1923 году Научный отдел был закрыт, и я был назначен заведующим музеем. В то же время – преподавателем краеведения во всех городских школах повышенного типа. По моей инициативе временно было организовано Якутское краевое Географическое общество. Отдел Географического общества пока что трудно было оживить. Не было связи с центром. Комитет состоял из следующих: я – председатель, члены Кротов и Павлов И.И., секретарь М.И. Шадрин. Удалось Краевому Географическому обществу выпустить сборник трудов, где полностью была помещена работа А.Е. Кулаковского «О верованиях якутов».
В 1924 г. составил «Очерки по истории Якутии», которые были изданы НКПЗ. К сожалению, бумага оказалась скверная. Серая. Более доброкачественная отсутствовала в Якутске. Это работа, как бы она не была несовершенной, явилась первой исторической работой по Якутии.

  «МОЯ “ЗВЕЗДА” СТАЛА ЗАКАТЫВАТЬСЯ»

С 1929 года моя «звезда» стала закатываться. Шла чистка. Менялся курс политики. Все это задело меня и, можно сказать, самым непонятным для меня образом. В начале 1929 г. по чистке я был «освежен», т.е. уволен с заведования музеем и отстранен от преподавания. Мотивов никаких. Оставили заведующим историческим отделом музея. 1 октября 1929 г. я был подвергнут чистке по 1-й категории как бывший лидер кадетов и один из организаторов «черносотенного Союза православных христиан архангела Михаила». Первого не отрицаю, а что касается второго – сплошная выдумка. Никогда в жизни не был черносотенцем. Да и в Якутии никогда не было Союза архангела Михаила или Гавриила. Откуда все это взяли? Спорить было бесполезно. Обида очевидная. За что? Эх, стоит ли говорить…

***

(Записка из якутской тюрьмы)
Поповой Марии Яковлевне.
г. Якутск, Пролетарская 49

Дорогие Маруся, Агуся и Гутя!

На днях направляюсь в этап. Мне нужно: 1) думка (маленькая подушка), 2) две пары носков, 3) прочный футляр для очков, 4) фотоснимок семьи (с разрешенья Нач[альника] тюрьмы), 5) пиджак (старый, но с целой подкладью), 6) один холщевый большой мешок (старый), 7) (Целый холщевый плащ, брезентовый. – Пункт вычеркнут. – Ред.) и 8) немного продуктов; старые штиблеты. Я здоров. Храните мои научные труды и материалы. Будьте здоровы и бодры. Дети, учитесь хорошенько и берегите маму.
Твердо уверен на свидание с Вами. Срок – 2 года и 9 м[есяцев]. Терпите.
Целую Вас и желаю здоровья, бодрости и благополучия.

Ваш папа Гр. Попов
31/VII 1940 г.

     ***

24/XI 1942 г.

Дорогие мои Маруся, Агуся и Гутя!

Привет Вам от меня, с пожеланием всего наилучшего, здоровья, благополучия и успеха в учебе. Долго от Вас нет писем. Последние письма Ваши я получил: 1/X от Гути от 29/VIII и 2/IX, и Маруси от 14/VIII; также получил 3/X письмо от Агуси от 3/IX. Вот и все. Больше до сего дня нет от Вас весточек и я начинаю нервничать. Между прочим, в августовских письмах Маруся и Гутя упоминаете об отправлении мне посылок в августе с.г. К сожалению, я до сих пор не получил их. Нужно Вам сделать заявку на почту и принять меры к розыскам посылок. Гутя сообщает, что посланы мне валенки, ичиги и галоши, которые сейчас мне были бы очень и очень нужны. Я их жду с нетерпением. Сапоги мои пришли в полную ветхость, да и мыло(?) мне нужно.

Сообщу о себе. Я жив и здоров, т.е. хожу и работаю. Нужно признаться, что я физически очень ослаб. К тому же значительно понизились зрение и слух. Но, несмотря на все это, я креплюсь, духом не падаю, в надежде, что до срока осталось не много (5 с небольшим месяцев). Надеюсь быть с Вами в недалеком будущем, а Вы, дорогие мои, берегите себя, чтобы я мог застать Вас всех здоровыми и благополучными.

Если есть возможность, посылайте мне посылки (сухари, чай, сахар, табак, спички, мыло и проч. по Вашему усмотрению).

Привет мой всем родны и знакомым.

Чаще пишите. Будьте здоровы и благополучия.

Любящий Вас папа Попов Григорий.

P.S. Пошлите конвертов.

***

Нач[альнику] 1-го спец. отдела НКВД

Якутской АССР

г. Якутск

На № 27423 от 22/IV-[19]43 года

Отбывавший в Кар[агандинском] лаге[ре] НКВД срок наказания Попов Григорий Андреевич 1887 г. рождения ур[оженец] с. Октемцы Орджоникидзевского р-на Якут[ской] АССР, осуж[денный] особым совещанием при НКВД СССР 3/VI [19]40 г. за А[нти]С[оветскую] Д[еятельность] на срок 5 лет л[ишения] свободы, умер 6 декабря 1942 года.

Нач. ОУРЗ Карлага НКВД

 Капитан Г.Б.                         (Подпись)

Нач. II отд-я                           (Подпись)

 

Жукова Л.Н., кандидат исторических наук, внучка Попова Г.А.

Торговкина Н.И., хранитель ЯГОМИиКНС им.Ем. Ярославского