ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Изучение кумысных сосудов на примере работ якутских и зарубежных исследователей

Начало изучению традиционной культуры народа Саха положили путешественники, исследователи и политические ссыльные. О кумысных сосудах  писали многие исследователи:  С.Боло, А.А. Саввин, И.А.Потапов, М.М.Носов; политссыльные: В.И. Иохельсон, В.Л.Серошевский, И.А. Худяков, Маак и другие.

Носов М.М. художник-этнограф, составитель нескольких альбомов с графическими и цветными рисунками. Он дал пояснение художественным, бытовым изделиям якутов XVII-XXвв.

А. А. Саввин исследователь, этнограф в своей работе «Пища якутов до развития земледелия», дал характеристику основных компонентов народной кулинарии и исконные названия кумысных сосудов.

Владимир Ильич Иохельсон, политический ссыльный, сосланный за участие в революционном движении на поселение в Колыму, участник нескольких  экспедиций и автор работы «Якуты», которая до сих пор остается малодоступной и практически неизвестной народу Саха. Он обратил внимание в дореволюционное время на кумысные сосуды и орнаментацию чоронов. Записал названия кумысных сосудов и семнадцати узоров на чоронах, снабдив их зарисовками.Собрал ценный материал, что в наше время подчас довольно нелегко восстановить существовавшие в то время в народе названия орнаментальных мотивов.

Немецкая исследовательница Улла Йохансон,  автор работы «Орнаментальное искусство Якутов», исследовавшая якутские коллекции музеев Германии и Дании, не просто описала мотивы якутского орнамента, а попыталась на основании археологических данных и в сравнении с другими сибирскими народами установить происхождение некоторых форм орнамента.

Борис Федорович Неустроев-Мандар Уус, автор работы «Узоры и орнаменты Саха» описал мотивы орнаментов на основе собственного исследования.

Теоретические исследования по праздничной культуре у разных народов мира показывают, что живым механизмом передачи культурной традиции из поколения  в поколение являются именно праздники. У якутов национальным праздником является  Ысыах. Это единственный этнический праздник сохранивший свой самобытный характер. Здесь ярко отражается экологическая культура с ее мировоззренческим комплексом почитания  Природы и бережным отношением ко всему живому. Якуты-коневоды сумели сохранить систему религиозных верований, отчетливо отражавших их хозяйственный цикл. Лошади использовались как вьючные животные и для верховой езды, из их шкуры шилась одежда, их мясо шло в пищу; а кумыс (перебродивший напиток, приготовленный из кобыльего молока) подавался не только как стимулирующий напиток, но и как весьма важный  питательный продукт.

П.А.Ойунский в своей работе “Якутская сказка (олонхо), ее сюжет и содержание” пишет, что ысыах является праздником коневодства и плодородия и как обряд кропления (угощения) кумысом духов Неба, Земли и Воды, был нормативным обрядом поддержания постоянного равновесия между людьми и Природой. В героическом эпосе олонхо повествуется, что любым напитком людей айыы хаан аймаҕаураанхай сахалар был кумыс с маслом.

Производство кумыса было широко развито не только в центральной части, но и далеко на севере – в Верхоянском и Колымском округах, где полярное коневодство местами доходило до северных границ лесотундры. Для населения, особенно Крайнего Севера, кумыс играл роль защитной пищи, так как он, как напиток, содержащий большое количество витамина С, являлся профилактическим средством от цинги и весеннего переутомления, понижающего сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Развитие товарного скотоводства и открытие рынка сбыта продуктов животноводства, появление земледелия привели во второй половине  19 века к резкому падению производства кумыса.

Распространение христианства привело к прекращению празднования кулун кымыһа и ысыахов, на которых кумыс служил объектом возлияния и угощения народа. В связи с этим он утратил свое значение и как ритуальный напиток. Вместе со снижением производства кумыса исчезают и старинные резные кубки, сосуды и их названия.

Всю деревянную домашнюю утварь по утилитарной функции можно разделить на два типа: ритуальную кумысную и повседневную.

Ритуальная посуда и утварь предназначалась для обслуживания летнего праздника Ысыах. Центральное место среди этой утвари занимал чорон.

Для приготовления кумыса делали разные сосуды из кожи, бересты, дерева разного размера и назначения. Специально для приготовления кумыса из бычьей кожи шили симиир, симиирчэх, сиэллээх сири иһит, сири ыаҕас. Все эти названные сосуды вымачивали в крови, чтобы  придать ей черный цвет и для водонепроницаемости боковые швы смазывали растопленным сливочным маслом. Сосуды украшали разноцветным бисером и медными или серебряными подвесками, как детали выполняющие функцию оберега.

Сосуд симиир (рис 1) ставили вблизи очага на низкую подставку, которая называется симиир олоҕо (рис 2) и привязывали к одному из средних стропил дома(юрты, урасы) сатанах длинной украшенной веревкой, которая проходила сквозь латунные кольца на горловине сосуда. Делается это для того, чтобы предотвратить падение кожаного сосуда после его размягчения из-за содержащейся в нем жидкости (рис 3).

Чтобы налить кобылье молоко в симиир,  в  устье вставляли воронку  көҥкөлөй в форме копыта лошади с красиво орнаментированным раструбом. Воронку делали из березы или из бересты.   Көҥкөлөй  из бересты украшали разными швами из волос гривы лошади. Көҥкөлөй из березы (рис 4)  украшали резными узорами.

Взбалтывали кумыс мутовкой – хамнатар (рис 5). Сквозь воронки көҥкөлөй в сосуд вставляли мутовку хамнатар (бүлүүр). Она состоит из двух частей: резной ручки и колпака с прорезными фигурными отверстиями. Ручка хамнатар (мутовки) богато украшалась геометрическим орнаментом и подвесками из меди или серебра.

Для хранения кумыса в погребе специально шили сосуд из бересты холлоҕос (рис 6) с двумя кожаными ушками для вдевания палки. Такой сосуд вместимостью до 40 кг могли нести только два человека. А.А. Саввин писал, что зимой пили кумыс, заготовленный в конце лета и замороженный в холлоҕос ̓ах. Перед употреблением его оттаивали и слегка взбалтывали.

Из бересты шили специально для этого случая саар чабычах (рис 7) для разлива кумыса с ободками из темной бересты, которую ставили во время ысыаха рядом с сосудом сири иһит. Саар чабычах (Далбар чабычах) с двойными стенками и дном. К верхней части, ниже венчика, пришивали несколько тонких тальниковых обручей, иногда украшенных кисточками из разноцветных лоскутков материи.

Сири иһит (рис 8), сосуд для хранения кумыса, сшитая нитками из сухожилий из непромокаемой кожи вместимостью от 120 до 360 литров. У устья имеется один обруч ии, вшитый в загнутые края стенок. Для предупреждения опускания вниз намокших стенок, их слегка притягивают двумя волосяными веревками кверху за медные кольца, пришитые к верхнему краю сири иһит к перекладине коновязи кымыс сэргэтэ (рис 9). Вдоль верхнего края пе­ревязывали волосяной веревкой с пучками белых конских волос, а также украшали кисточками из серебряных пластинок с орнаментом и разноцветных бус.

Из нее кумыс разливали большим ковшом удьаа (рис 10)в чороны. Ковши вырезали из цельного куска березы. На ручке изображали условную фигуру белого шамана (алгысчыт) как знак охраны священного напитка от злых сил и богато украшали  геометрическим узором. Для прочности ковш делали из капо-корня. Максимальная длина рукояти – 1,5 метра.

К востоку от сири иһит стелили “чистый” ковер тэллэхиз белой конской шкуры, расшитый по краям шахматным орнаментом. На него ставили большие деревянные орнаментированные кубки – чороны, ымыйа , матаарчах и саар чабычах.

Сиэллээх ымыйа (кэриэн ымыйа) (рис 11) – большая орнаментированная, цилиндрическая чаша с низкими, выгнутыми из тонких березовых досок стенками, сшитыми на концах шнурами из расщепленного  лиственничного  корня, с вставным деревянным  дном,  емкостью от 8 до 16  литров  для  питья  кумыса.

Матаарчах (рис 12) небольшой ымыйа для хранения и питья кумыса, растопленного масла и кумысной закваски. Узорные пояса чередовались с узкими, четко ограниченными полосами ромбического, зигзагообразного и треугольного орнаментов.Разнообразные арочные мотивы подчеркивали округлую форму предмета.

К кумысной посуде относится также ритуальный ковш эбир хамыйах (рис 13). Во время праздника ею кропили кумыс, воздавая честь божествам.

Центральное место среди кумысной посуды занимал чорон. Он появился приблизительно в ХVII веке.  Изготавливают чороны из цельного куска березы. Чороны бывают двух конструктивных форм: на поддоне и на трех ножках.Чороны на трех ножках более приземисты и небольших размеров. Их ножки похожи на копыта лошадей. Это связано с культом покровителя лошадей Тойон Дьөһөгөй.   Узоры наносят трехгранно-выемчатой резьбой, украшают геометрическим поясным орнаментом.

Ранее бытовали кумысные сосуды  айах и ымыйа. С появлением чоронов смысл слова «айах» изменился. Оно стало обозначать большие, высотой почти метр, сугубо ритуальные кумысные кубки – кэриэн айах.

По описаниям М.М. Носова, в ХVII веке бытовал  чисто ритуальный чорон с одной ножкой кэриэн айах (Рис 14) для алгыса, украшенный только ситии  шнуром и кистями из белых конских волос.

Носов М.М пишет, что были чороны с названиями:

  1. Күөбүллээх күөннэй, большой чорон, из которого кумыс сливали в малые чороны.
  2. Синньилээх бэһийэх чорон среднего размера.
  3. Балхах или бөкөй меньшего размера.

Все эти старинные названия  сейчас практически не употребляются.

В данный период сохранились следующие названия чоронов:

  1. Тойон айахбольшой кубок для кругового питья кумыса вместимостью от 8 до 30 литров.  Вместо ситии– шнуров из конских волос, выпуклые линии. Со временем эти линии стали более широкими и орнаментировались узорами. (Рис 15)
  2. Кэриим айах – чорон на одной ножке для кругового питья во время пиров. Чорон меньше, чем кэриэн айах, но больше, чем айах тутар. (Рис 16)
  3. Айах тутар чорончорон для  угощения  особо  важного,  уважаемого гостя вместимостью от 8 литров и более. (Рис 17)
  4. Бэлкэй, бөлкөй – деревянная долбленая посуда на трех ножках для питья  кумыса,  емкостью от 1 – до 2  литров. (Рис 18)
  5. Сатыы айах малый кубок с ручкой, возможно, переходная форма кумысного сосуда. (Рис 19)
  6. Үс атахтаах чороон сосуд на трех ножках емкостью до 3 литров (рис 20)
  7. Энньэ чороон – чороон приданое  изготавливали, как приданое, когда ребенок мог держать в руках ножницы. Отличается от других кубков более изящной, тонкой работой.(рис 21)
  8. Балхах – маленький чороон  емкостью  от 0,5 до 1  литра без ножек.(рис 22)

Орнаментика является одним из наиболее самобытных элементов народной культуры. Символическое значение многих орнаментальных мотивов сохранилось в их названиях: ураһа ойуу (узор ураса), биэ эмиийэ (кобылий сосок),  илим хараҕа (ячейка сети), тоноҕос  ойуу (узор позвонок).

Особый ритуально-символический смысл имели и композиция орнамента, и число орнаментальных поясов и место их нанесения. Почитаемым числом было девять, семь и орнаментальных поясов всего было девять и семь.

Для каждой части чорона существовала определенная группа орнаментов:  у края венчика – гребенчатый и зубчатый в виде треугольнков и ромбов; на центральных поясах – тоногос ойуу, илим хараҕа; основание ножки разделялось на секторы, заполненные ромбами, точками и зигзагами.

Якутский гребенчатый узор (рис 1) – тараах ойуу, напоминает изображения гребней в древнейшем искусстве Европы и Китая. Как пишет Улла Йохансен, железный котел, найденный в Венгрии относящийся к гуннской культуре, не только формой, но и орнаментом,нанесенным на выпуклую часть,похож на якутские сосуды для кумыса. Эта параллель позволяет утверждать, что речь идет об очень древнем узоре. В других странах Европы, Китая, Индии тараах ойуу, как и у народа саха является символом плодородия. Якуты украшали гребенчатым орнаментом(тараах ойуу)очень древние по форме сосуды для кумыса, используемые на весенних и осенних праздниках, как символ плодородия и защиты.

Косые кресты (рис 2) – илим хараҕа, расположенные в один ряд, часто встречаются на сосудах для кумыса. Мотив креста в якутском искусстве существовал задолго до появления русских.

Зигзаги в виде зубчиков ураһа ойуу изображает большие конусообразные летние юрты. Его еще называют биэ эмиийэ ойуу. Изображение кобыльего вымени на сосуде для праздничного напитка из молока является довольно древним узором.

Треугольник (3), как символ женского начала и плодородия распространен там же, где и гребень. Именно треугольник, наряду с зигзагообразными линиями и гребешком, являются частым мотивом на сосудах для кумыса. Совершенно очевидно, что якуты наносят на сосуды для кумыса два символа плодородия: один связан с праздником ысыах, другой является знаком плодородия в наступившем году. Это символ плодородия и процветания, который распространен во всем мире.

Круг и точка (4) – Күн ойуу (солнце) наносятся на металлические пластинки, украшающие сосуды для кумыса.

Крест внутри квадрата (5) на якутских рисунках изображает бубен шамана. Так можно установить, что один из самых простых символов, известный с древнейших времен, сохранил свое значение до настоящего времени.

На примере якутской орнаментики можно предположить, что корни каждого узора лежат в сфере верований.

Таким образом, мы узнаем  о жизни и быте якутского народа из дошедших до нас записей и зарисовок о кумысных сосудах в исследованиях отечественных и зарубежных авторов конца 19 – начала 20 вв.  Это  дает возможность дальнейшему изучению материальной и духовной культуры народа Саха.

Данная работа является попыткой систематизировать и найти исконные названия кумысных сосудов.

Приложение 1

Кумысная посуда. Кымыс  иһитэ

Наименование Изображение
 

1

 Симиир

 Большой кожаный сосуд для приготовления кумыса, емкостью 25-50 литров.

Во время приготовления кумыса симиир с подставкой ставится в теплое место в северной стороне юрты под столбом и за медные кольца, пришитые ниже горла, слегка притягивается двумя волосяными лентовидными веревками к особому деревянному крюку сатанах, вколоченному в верхний конец столба баҕана. Симиир  украшается  воло­сяной веревкой, серебряными кисточками и бусами. Фото 1

Из фондов Черкехского музея

«Якутская политическая ссылка»

 

2

Подставка. Симиир олоҕо 

Неглубо­кий, орнаментированный ящик с стенками.

На дно подставки олох насыпали сухую прошлогоднюю лиственничную хвою.

Фото 2

Рис. Носова М.М.

3 Сатанах

Столб в юрте или во дворе перед домом из бревна, на котором в верхней части оставлены обрезанные сучья для вешания грубых вещей, старинная вешалка. Рис 3.

                   Рис. Попова И.В.
 

4

Көҥкөлөй

Воронка кумысного меха ( деревянная труба вставляемая в отверстие шейки кумысного меха)

Перед взбалтыванием и пе­ред тем, как налить свежее молоко, в горло симиир  вставляли орнаментиро­ванную деревянную воронку. Фото 4

Из фондов Черкехского музея

«Якутская политическая ссылка»

 

5

Хамнатар

Деревянная мутовка для взбалтывания кумыса.

Она состоит из двух частей: резной ручки и колпака с прорезными фигурными отверстиями. Ручка хамнатар (мутовки) богато украшалась геометрическим орнаментом и подвесками из меди или серебра. Фото 5

  

 

 

6

 Холлоҕос – большой берестяной чан, с небольшим расширением сверху вниз. Стенки состоят из толстого слоя бересты, сшитой волосяными нитками ситии. На месте обручей он обмотан в виде спирали тальниковым лыком сигэ. Вместимость от 6 до 15 пудов жидкости. До появления деревянных бочек в 60-х гг. прошлого столетия повсеместно был основной посудой для хранения хайах’а, тар’а, кумыса, про­квашенных растений и рыбы буһурук, проквашенных в молочнокислых продуктах ягод, щавеля и лука. Фото 6

Из фондов Чурапчинского этногр. Музея им. А.Саввина

 

7

 Далбар чабычах 

Большой берестяной сосуд цилиндрической формы для кумыса.

Фото 7

             

Из фондов Черкехского музея

«Якутская политическая ссылка»

 

8

 Сири иһит – сосуд для хранения кумыса, из непромокаемой кожи. Вмещает от 120 до 360 литров.                                                                                   У

Для предупреждения опускания вниз намокших стенок, их слегка притягивают двумя волосяными веревками кверху за медные кольца, пришитые к верхнему краю сири к перекладине коновязи ыһыах сэргэтэ. Вдоль верхнего края пе­ревязывается волосяной веревкой с навешанными на нее пучками белых конских волос, а также украшается кисточками из серебряных пластинок и  разноцветных бус.  Фото 8

 

9

 Кымыс сэргэтэ

Столб высотой с человеческий рост в  виде  сэргэ с  перекладиной.

На этих столбах подвешиваются большие кожаные бродильные чаны (сири иһит, симиир) с кобыльим молоком (кумысом). Фото 9

 

10

 Удьаа

Ковш для разливания кумыса в чороны.

Фото 10

 

Фото Покатиловой И.В.

 

11

 Сиэллээх ымыйа (кэриэн ымыйа)

Большая орнаментированная, цилиндрическая чаша с низкими, выгнутыми из тонких березовых досок стенками, сшитыми на концах шнурами из ращепленного  лиственничного  корня, с вставным деревянным  дном,  емкостью от 8 до 16  литров  для  питья  кумыса,  сбивания  масла. Фото 11

 

Из фондов Черкехского музея

«Якутская политическая ссылка»

 

12

 

Матаарчах.

Орнаментированный,  выдолбленный деревянный  сосуд    цилиндрической формы с крышкой.

Служит для хранения закваски кумыса, измельченных в муку кореньев и соли. Емкость от 0,5 до 1 литра. Фото 12

 

Из фондов Черкехского музея

«Якутская политическая ссылка»

 

13

 

Сыҥааҕа  – Алгыс хамыйаҕа (Худяков стр253)

Ковш для кропления кумыса. Фото 13

 

 

14

Кэриэн айах

Древний чорон с волосяным шнуром для алгыса.  Фото 14

рис Носова М.М.

 

15

Тойон айахбольшой кубок для кругового питья кумыса вместимостью от 8 до 30 литров.  Вместо ситии– шнуров из конских волос, выпуклые линии. Со временем эти линии стали более широкими и орнаментировались узорами.

Фото 15

 

Из фондов ЯГОМИиКНС

 

 

16

 

Кэриим айах

Чороонс одной ножкой для кругового питья кумыса во время пиров.

Чороон меньше, чем кэриэн айах, но больше, чем айах тутар.  Фото 16

 

Из фондов ЯГОМИиКНС

 

17

 

Айах тутар  

Чороон   для  угощения  особо  важного  или  уважаемого гостя. Вместимость от 8 литров и более.  Фото 17

 

Из фондов ЯГОМИиКНС

 

18

 

Балхах, бөлкөй (бэлкэй) деревянная долбленая посуда на трех ножках с  плоским  дном  для  питья  кумыса,  емкостью от 1 – до 2  литров.  Фото 18

 

 

 

          

Из фондов Баягинского музея

 

19

 Сатыы айах малый кубок с ручкой, возможно, переходная форма кумысного сосуда. Фото 19

 

Из фондов Черкехского музея «Якутская политическая ссылка»

 

20

 Үс атахтаах чороон кубок на трех ножках емкостью до 3 литров. Фото 20

 

Из фондов Черкехского музея «Якутская политическая ссылка»

 

21

 Энньэ чороон

 Чороон  приданое – изготавливали, как приданое, когда ребенок мог держать в руках ножницы. Отличается от других кубков более изящной, тонкой работой.

Фото 21

           

Из фондов Черкехского музея

«Якутская политическая ссылка»

 

22

 

Балхах  Маленький  чороон  емкостью  от 0,5 до 1  литра без ножек. Фото 22

 

Из фондов Черкехского музея

«Якутская политическая ссылка»

 

Приложение 2

наименование изображение
 

1

 Гребенчатый узор – тараах ойуу, хабарҕа ойуу является символом плодородия.
 

2

 

Косые кресты – илим хараҕа, расположенные в один ряд, часто встречаются на сосудах для кумыса. Мотив креста в якутском искусстве существовал задолго до появления русских.

 

 

3

Зигзаги в виде зубчиков изображает большие конусообразные летние юрты. Его еще называют биэ эмиийэ ойуу.

Треугольник, ураһа ойуу как символ женского начала и плодородия.

 

 

 

4

 

Круг и точка – Күн ойуу (солнце) наносятся на металлические пластинки, украшающие сосуды для кумыса.

 

 

5

 

Крест внутри круга, квадрата на якутских рисунках изображает бубен шамана. Так можно установить, что один из самых простых символов, известный с древнейших времен, сохранил свое значение до настоящего времени.

 

 

Подготовила Барахова М.Е., сотрудник
Музея государственности РС(Я) им. П. А. Ойунского

Список использованной литературы:

  1. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф5, оп 9, ед.хр 29. //Носов М.М. Предметы житейского быта якутов XVII-XX вв.
  2. Иохельсон.В.И. «Якутский кумысный праздник и украшение кумысных сосудов» Якутск.2012
  3. Неустроев Б.Ф. Узоры и орнаменты Саха. НКИ «Бичик»РС(Я) 2007
  4. Потапов И.А. Якутская народная резьба по дереву. Якутск 1972
  5. Саввин А.А. Пища якутов до развития земледелия. Якутск 2005
  6. Серия «Народы и культуры» // Якуты. Саха. Москва. Наука 2013
  7. Сокровища культуры Якутии. НИИ Центр «Памятники Отечества» 2011
  8. Улла Йохансен. Орнаментальное искусство якутов. ООО «Компания «Дани Алмас», 2012