ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Анатолий Николаевич Батьянов

ф-25367-1-2 С ключами от Бранденбургских ворот старшина Анатолий Батьянов

В нашем фотодокументальном фонде можно найти удивительные фотографии, раскрывающие целые судьбы. Одной из них является копия фотографии, которую в свое время приобрел сотрудник Якутского музея, краевед Сергей Никонович Сизых (1931-1993 гг.) – заслуженный работник культуры РСФСР, отличник народного образования РСФСР, действительный член Географического общества СССР.  Сергей Никонович написал статью об  этой фотографии, но не указал, где  находится ее подлинник. На этом снимке старшина А.Н. Батьянов сидит с однополчанами в апреле 1945 года, в руках у него –  ключи от Бранденбургских ворот. Он шел за этим трофеем тысячи километров, тысячи дней, столько смертей ему пришлось преодолеть с самого начала войны, прежде чем завладеть этими ключами

Анатолий Батьянов родился в 1922 г. в деревне Афонино Красноярского края. В 1935 году переехал с семьей  в г. Алдан, потом в 1937 г.- в г. Якутск, и здесь же, через два года, успешно окончил семь классов школы №10. С пятнадцати лет Толя был заправским охотником: метко стрелял, умело «читал» звериные следы.

С января 1938 года стал инструктором стрелкового спорта Якутского городского совета Осоавиахима.   Потом поступил на работу практикантом-магнитологом магнитного сектора в Гидрометслужбу г.Якутска, это была трудная, но желанная для сердца работа. К сожалению, война внесла свои коррективы в жизнь Анатолия. Он был среди первых, призванных в ряды Красной Армии и ушедших на фронт в 1941году.

В своей статье Сергей Никонович Сизых  пишет, что Анатолий Николаевич участвовал в обороне Москвы, затем в Сталинградской битве, где получил тяжелое ранение. После излечения в госпитале гвардии сержант Батьянов назначается командиром взвода разведки. Взвод Батьянова участвовал в освобождении Белгорода. Разведчики одними из первых ворвались в город, выбили фашистов из здания драмтеатра, прорвались к центру города, к железнодорожному вокзалу, в результате много составов врага не смогли уйти на запад. Разведчики Батьянова участвовали и в форсировании Днепра, освобождали Польшу, затем вступили на германскую территорию.

На сайте «Память народа» опубликованы документы Батьянова А.Н., в том числе его наградные листы, по которым можно проследить его боевой путь.

Наградной лист Анатолия Николаевича Батьянова.

Медаль «За отвагу».

Тов.Батьянов при освобождении деревни Стрелецкая 05.08.43 г., будучи в группе Ускинбаева первым ворвался в деревню и своим бесстрашием, не щадя своей жизни, горя ненавистью к захватчикам, в рукопашной схватке уничтожил 8 немцев и противотанковой гранатой подорвал одну автомашину.

06.08.43 г. при взятии д. Ерип, будучи в развед группе л-та Дорожинского, первым ворвался в деревню, уничтожил 4-х немцев. Получив ранение, не покинул поле боя до полного освобождения деревни.

Орден «Красной Звезды».

Тов. Батьянов возглавляя группу лазутчиков в ночь с 12 на 13 августа пробрался через передний край обороны противника в тыл в район села Полевое на своем пути движения тов. Батьянов уничтожил пулеметный расчет, с убитых забрал документы, кроме того тов. Батьяновым выявлено место нахождения шестиствольного  миномета и расположение тяжелой и противострелковой батареи, местонахождение танков, после выполнения задания тов. Батьянов с документами и ценными сведениями о противнике с группой лазутчиков без потерь вернулся в свое расположение.

Орден «Славы III степени».

В бою 16.12.1943г. за населённый пункт Малая Новгородка тов. Батьянов действуя со своим отделением впереди батальона бригады проявил героизм, отбивая атаку немецких танков и автоматчиков. Лично сам в этом бою уничтожил 4-х солдат противника, ворвался в дом уничтожил станковый пулемет, захватил ручной пулемет и несмотря на то, что был ранен не оставил поля боя, а продолжал громить врага. Под его командованием отделение успешно продвигалось вперед.

За героизм и отвагу, проявленную в этом бою достоин правительственной награды орденом «Славы III степени».

Орден «Красная звезда»

В районе населенного пункта Оземля гв. старшина Батьянов, находясь в ГПЗ, обнаружил оборону противника. Подал команду спешить экипажам и, действуя в пешем строю во главе группы ворвался в расположение противника, где лично сам уничтожил 6 гитлеровцев и 2-х взял в плен. Его группа действовала смело и отважно и отлично выполнила поставленную задачу. В районе гор. Глуск тов. Батьянов во главе разведгруппы первым вошел  в город. В завязавшем бою с группой немецких солдат лично сам убил немецкого офицера.

19 июля 1944 г. в тяжелом бою в районе д.Воля,1-й Белорусский фронт тов. Батьянов был тяжело ранен.  После излечения тов. Батьянов раньше срока возвратился в строй своей части.

За проявленное мужество и отвагу в боях с немецкими захватчиками достоин награждения орденом «Красной Звезды».

Представление к званию  Героя Советского Союза.

Командир взвода разведгруппы старшина Батьянов в борьбе против немецко фашистских  захватчиков на Белорусском фронте проявил героизм мужество и отвагу. Действуя командиром разведгруппы с 14.01.45 г. по 05.02.45 г. Тов. Батьянов в 18 января в гор. Кутко первым ворвался на переправу, при этом уничтожил до ста гитлеровцев и взял в плен до 70 солдат и офицеров. Продолжая вести разведку, захватил до 40 повозок, при том уничтожил 30 гитлеровцев и захватил самоходное орудие. Тов. Батьянов возглавляя группу разведки 20 января в районе гор. Сампольно на бронетранспортере первым ворвался в оборону немцев и лично сам уничтожил до 40 немецких солдат, расстроил оборону противника и обеспечил проход бригады в тыл противника.

21 января в районе гор. Крушвиц старшина Батьянов с группой 6 человек на бронетранспортере захватил группу гитлеровцев и лично сам уничтожил и взял в плен 34 немецких солдат.

22 января в составе разведгруппы проник в тыл врага, при этом уничтожил до взвода немцев. Действуя по тылам в составе разведгруппы тов. Батьянов уничтожил до 200 гитлеровцев и первым из соединения переехал германскую границу. Захватил с взводом 150 пленных немецких солдат, уничтожив охрану. Захватил 16 автомашин и 4 тягача.

27 января, выходя на соединение со своими частями группа старшины Батьянова уничтожила 90 роты немцев, сам Батьянов уничтожил  до 37 немцев и при налете вражеской Авиации, огнем из крупнокалиберного пулемета лично сбил самолет.

За проявленный героизм, мужество и отвагу гв.старшина Батьянов достоин присвоения Звания «Герой Советского Союза».

Отважный, сильный духом командир взвода Анатолий Батьянов всегда был среди первых. За ним шли ребята, веря в него,  он чувствовал всю ответственность и не мог подвести их. Сколько  молодых парней на этой фотографии пережили войну, мы не знаем. В их глазах так много радости от предчувствия близкой победы. За их спиной было мало прожитых лет, но так много сделано для нашей мирной жизни. Эти бесстрашные ребята с отвагой и честью защищали наше будущее. Одолевает горечь, что не можем написать о каждом из них. Ведь все они заслужили того, чтобы были названы фамилии каждого из 14 солдат, но, к сожалению, доподлинно известна лишь  фамилия нашего земляка.

Бывший командир бригады, генерал майор в отставке Ершов написал в своем письме: «И в первые наши встречи и в последующие я убедился, что для старшины Батьянова не существует ничего показного и наигранного. Он всегда был самим собой: внимательный, корректный и в то же время строгий, требовательный к себе и к людям. Анатолия отличали прямота суждений, независимо от того, кого они касались – подчиненных или начальников».

Первый заместитель председателя Комитета по кинематографии при Совете Министров СССР Владимир Евтихианович Баскаков, во время войны  работавший корреспондентом газеты 1-го мехкорпуса «В бой за Родину», вспоминал: «Я познакомился с Батьяновым на Днепре. В перерывах между боями он много читал, частенько выступал в нашей газете, делился опытом войсковой разведки. В боевой обстановке ходил в комбинезоне, за поясом носил две кобуры с пистолетами «ТТ» и «парабеллум». Он стрелял одинаково хорошо обеими руками. За голенищем сапога – нож, всегда с собой имел гранаты. Толя увлеченно нам рассказывал о несметных богатствах родного края и о мужественных людях, работающих там. Мечтал после войны стать геологом. Командовал взводом разведчиков 19-ой мехбригады, и дерзкие рейды его бронетранспортёров были хорошо известны в корпусе. Это был человек редкого мужества, искусный воин – стрелял без промаха, владел приемами самбо и в любое время мог доставить «языка».

Иван Дмитриевич Сытченко, близкий фронтовой друг Батьянова, старшина запаса, рассказывал: «Приказ есть приказ, и его надо выполнять», – любил говорить бесстрашный Батьянов.-Он был высокого роста, мужественного вида и чем-то напоминал Маяковского, может быть, нам тогда так казалось, потому что он много знал и прекрасно читал стихи поэта. Не раз ему командирование предлагало поехать в военное училище или на курсы по подготовке офицерского состава, но всякий раз Толя отказывался, говоря, что надо воевать и бить врага».

В своей статье Сомов Василий Михайлович описал момент взятия ключей от Бранденбургских ворот. «Вскоре разведчики из-за насыпи окружной автострады в дыму увидели пригороды логова врага-Берлина. Штурм города начался 20 апреля.

Командир мехбригады стоял в раздумье. Движением руки он подозвал к себе Батьянова и попросил осмотреть соседний дом, нет ли через его двор выхода к Бранденбургским воротам. Анатолий поправил пилотку, одернул кожаную тужурку, перехваченную ремпом, и побежал, держа наготове ППШ, мимо беседки.

Он вернулся минут через тридцать. По выражению его лица старший начальник понял, что произошло что-то слишком важное.

-Товарищ полковник, ваше приказание выполнил! – четко доложил старшина. – Примите ключи от Бранденбургских ворот…-Гвардеец, потрясая связкой над головой. добавил.-Я шел за ними с берега Лены. Почти четыре года пришлось потратить на поиски такого трофея…

Радостно посмотрев на якутянина командир соединения посоветовал:

– Не мешало бы, Толя, с такой реликвией и сфотографироваться на память себе, да и потомкам тоже».

Сизых С.Н. в газете «Социалистическая Якутия»  от 08 мая 1985 г. пишет о последнем бое Батьянова: «На пути наступающих советских войск водная преграда – река Шпрее. Все дома противоположного берега изрыгают шквал огня. Они превращены в сильные огневые точки, из амбразур смотрят дула минометов, пулеметов, наготове фаустники. Впереди каменный мост, по которому  должны были пройти наши танки. Увидел Анатолий Батьянов, что враг готовится взорвать его. Не раздумывая об опасности, коммунист-старшина Батьянов поднял взвод на захват моста. Поливая врага автоматным огнем, в едином боевом порыве батьяновцы рванулась в атаку. Впереди всех – командир. Вот отряд уже на мосту, вот мост уже отбит, и вдруг, словно наткнувшись на невидимую преграду, старшина упал. Это случилось 30 апреля 1945 года, в тот незабываемый день, когда над рейхстагом взвилось Знамя Победы».

В то же время в письме сослуживца Батьянова говориться, что старший сержант Батьянов Анатолий Николаевич 24 апреля 1945 года был тяжело ранен в голову и в ногу, и отправлен в тыл, в армейский госпиталь.  К сожалению, невозможно  точно установить весь военный путь тов. Батьянова, так как сведения во многих моментах расходятся.

Трептов парк под Берлином стал напоминанием всему человечеству о печальной странице его истории, истории Германии, России, Европы и всего мира в целом. Здесь, в братской могиле, покоится прах воина из Якутии-старшины Батьянова Анатолия Николаевича.

Владимир Евтихианович Баскаков увековечил память о герое, дав его имя одному из главных героев своей повести «Танкисты», который повторяет подвиг Анатолия Николаевича.

«Анатолий Батьянов считал, что он многое может сделать на этой войне. В то страшное утро начала войны его подняли по тревоге — он служил в Белостоке в танковой дивизии, был мотоциклистом при штабе. А через два дня уже шел по лесной чащобе, выбираясь из окружения»…

«— Иди, земляк, за мной. Не теряйся.

Это сказал Батьянов, и Боев подумал: почему, собственно, старшина зовет его земляком — ведь Батьянов из Якутии. Потом вспомнил: да, верно, еще в Померании, когда он, Боев, как корреспондент корпусной газеты шел в передовом отряде мехкорпуса, а точнее, ехал в бронетранспортере взвода разведки старшины Батьянова, тот на привале (на талом снегу они расстелили плащ-палатку, нарезали сало и хлеб) спросил Боева, где он родился. Боев ответил: в Череповце. «Выходит, мы земляки, — сказал Батьянов, завинчивая пестро-желтую пробку, — я там в сороковом году лето погостил…»

«— Батьянов Толя где?

— Нет Батьянова.

И отвернулся.

Лицо его, дотоле суровое, стало по-детски округлым и перекосилось в гримасе.

Боев стоял ошеломленный и подавленный.

— Утром мы пришли сюда. Мост разминировали быстро. Танки пропустили, а сами сели покурить. И вот оттуда, — Кузнецов показал на красный кирпичный дом, стоявший перед мостом, — хлопнул выстрел. И Батьянова наповал. Мы его на машине в госпиталь повезли, да какой госпиталь, в голову его. Похоронили на рассвете.

Кузнецов махнул рукой в сторону Тиргартена.

— У аллейки похоронили. Ребята камень приволокли с сапогами из мрамора. Я сапоги эти отбил, а на камне написал имя и фамилию. Надо на карту нанести. Отцу напишем. Какой человек был! Я с ним с сорок второго рядом, вместе, под одной шинелью спали. С Калининского фронта… Он меня в первый бой вел. Тогда еще у меня в ушанке осколок застрял. Но я вот жив, дошел до рейхстага, а он не дошел… Отцу написать надо. Он старый у него, отец, боюсь, не выдержит. Но написать надо».

В 1942 году двоюродный брат Хвостылев Виктор Павлович встретил Анатолия Николаевича в госпитале: « – Толя тогда звал меня к себе в разведку и может быть, если бы мы стали воевать вместе, он остался бы жив». Военным путь Анатолия Батьянова начался в  1941 году и завершился 1945 году, всего за несколько дней до победы. Внуки Виктора Павловича помнят и гордятся своим двоюродным дедом. Они собирают информацию о нем из различных источников. Узнав о том, что в музее хранится фотография Батьянова Виктор Владимирович Хвостылев обратился к нам. До этого подробной информации у нас не было, и только благодаря помощи родственников Батьянова, мы можем теперь с гордостью сказать, что у нас хранится такая ценная фотография, раскрывающая еще одну страницу в книге о подвигах наших земляков – якутян.

 

Майя Мигалкина, Дарья Попова,

хранители музейных материалов группы “Фотодокументы”

 

Использованные материалы:

Нагрудные листы Анатолия Николаевича Батьянова. Сайт: Память народа 1941-1945.https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie26135080/

«Молодежь Якутии» от 17 ноября 1973 г.№ 135. «Дороги разведчика» В. Шамрай, Н. Довбий.

«Социалистическая Якутия» от 09 мая 1975г.№108.«Ключи от Бранденбургских ворот» Сомов Василий Михайлович.

«Социалистическая Якутия»   от 08 мая 1985г. «Недопетая песня. О чем рассказала старая фотография» Сизых Сергей Никонович

Владимир Евтихианович Баскаков. Повесть «Танкисты»,1987 г.