ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Якутские корреспонденты Этнографического отдела Русского музея

Якутский музей обладает интересной и разнообразной коллекцией фотографий. Это не только фотоотпечатки, но и негативы, фотоальбомы, коллекция фотокарточек (почтовые открытки краеведческой тематики). Впервые задачу комплектования собрания Якутского областного музея фотографическими снимками поставил Якутский отдел общества изучения Сибири и улучшения ее быта, созданный под патронажем губернатора И.И. Крафта. В результате фонды Якутского музея обогатились коллекциями фотографий начиная с 1870-х годов. Обширная тематика фотографий позволяют увидеть культуру, общественно-экономическое положение, бытовые условия жителей северных районов. Проследить переход в новое столетие на фоне уходящего традиционного мира.
Представленная коллекция фотографий показывает население Якутии в лицах кон. 19 – нач. 20 века. Лучше всего это отражено в работах местного художника-фотографа из семьи священнослужителей, этнографа И.В. Попова и политического ссыльного, фотографа, консерватора Якутского областного музея А.П. Курочкина. Иван Васильевич Попов и Аким Поликарпович Курочкин были официальными якутскими корреспондентами Этнографического отдела Русского музея. Их работы являются наиболее востребованными при иллюстрации этнографии якутов конца 19 – начало 20 века.
Визуальный ряд Курочкина отражает основные сюжеты хозяйственной деятельности якутов, степень развития ремесла: «Якут, режущий мамонтовую кость на изделия», «Изготовление волосяной веревки». Волосяную веревку делали из конского волоса, так как он был наиболее доступным материалом для изготовления бытовых предметов в хозяйстве якутов. Тонкие веревки сплетали вручную из волос гривы и хвоста лошади. Затем несколько тонких веревок разными способами сплетали в одну в зависимости от их дальнейшего применения.

Якутка сучит волос веревку

 Якут, режущий мамонтовую кость на изделия

Интересны фотографии приручения быка для охоты на уток. И.А.Худяков в своей книге «Краткое описание Верхоянского округа» приводит сведения об использовании быка на охоте: «Домашних быков здесь иногда приучают к «скрадыванию» дикой птицы. Для этого быка выпускают в поле, где он оглядывается по сторонам и, увидев птиц, идет на них. По дороге он останавливается на минуту, роет копытом землю и будто бы ест. Таким образом, бык подходит к стае птиц на 25-30 саженное расстояние и окончательно останавливается. Тогда хозяин, скрытый от птиц быком, кладет на спину быка винтовку и убивает по несколько штук гусей (или уток) и пр.».

 Охота с прирученным быком

В словаре Э.К. Пекарского можно обнаружить название игры «быdria» слово «быdaрыi» , которое означает «уклоняться далеко в сторону» и производно от слово «быдан» (далеко, давно, гораздо). Возможно, игра заключалась в том, что игрок должен был совершать прыжки из стороны в сторону, одновременно оторвав руки и ноги от земли, имитируя движения животных во время охоты.
Иван Васильевич Попов охватывает разные стороны жизни якутского общества, в том числе и религию.
Судя по археологическим материалам, возникновение шаманизма в Сибири как своеобразной системы религиозного мировоззрения произошло не позже каменного века. У древних якутов шаман выступает главной фигурой в религиозной жизни: «Шаманство у якутов эпохи царского завоеванию представляло собою вполне определенную профессию…» (С.А. Токарев).

Камлание шамана

C конца XVIII века начинаются первые массовые крещения коренного населения. Православие входило в сознание якутского народа мягко, бесконфликтно, исподволь меняя мировоззрение. Христианство стало играть заметную роль в общественной жизни в Якутии, церковь в те годы являлась не столько религиозным, сколько культурным центром – здесь переводились книги, обучали детей. В фотографиях Ивана Васильевича у изображенных людей имеются православные кресты. Кресты-сурэх можно условно разделить на два больших вида: 1) нательные кресты-тельники; 2) кресты нагрудные, носимые как украшения. Оба вида крестов на якутском языке назывались одинаково – «сурэх», что в переводе означает – сердце, а крещение «сурэхтэнии». Нагрудные кресты, предположительно, появились в первой половине XIX в. Ношение креста стало у якутов в те годы в какой-то мере знаком принадлежности к цивилизованному культурному миру.

Якутская семья

 Якутки перед крещением своих детей

Фотографии отражают быстрые изменения, происходившие в сфере материальной и духовной культуры северных народов. Дают представление о социальных слоях общества, взаимовлияниях разных культур, степени развития ремесла и кустарной торговли в якутском обществе. Сегодня, в результате произошедших социальных, экономических, культурных изменений, реалии того времени являются уже историей жизни предыдущих поколений: их промыслов и чаяний, побед и поражений.

Косарь во время отдыха

Якутская игра Быдriа

Использованная литература:
1. Визуальное наследие народов Якутии: фотографический мир А.П. Курочкина (конец XIX-начало ХХ века): каталог/ Якут. Гос. Объедин. музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского; [ сост.Д.П. Попова, Т.Г. Старостина; науч. рук. д.и.н. Е.Н. Романова].-Якутск: Медиа-холдинг «Якутия», 2011.-128 с.
2. Степанова Л.Б. Музейное собирательство в России. Якутские этнографические коллекции (1865-1968 гг.) / Л.Б. Степанова.-Новосибирск: Наука, 2016. -491 с.
3. Гоголев А.И. История Якутии (Обзор исторических событий до начала ХХ в.). – Якутск: Изд-во Якутского ун-та, 1999. 201 с.
4. Сивцева Э.Э. Кресты-сурэх.-URL: https://республика-саха-якутия.рф/stati/kultura/kresty-suryeh.html

Мигалкина М.А., хранитель музейных предметов