ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Телега чурапчинских переселенцев

Государственный регистрационный № по НВФ-5686

Год поступления – 2010

Источник поступления: передана в дар жителем с. Хатырык Намского улуса Дьяконовым  Василием Николаевичем через сотрудников музея Антонова Александра Кимовича и Павлова Иннокентия Семеновича

Хранение предмета в фондовой коллекции «Дерево»

Экспонирование: на выставке «Одна на всех Победа»

Место экспонирования: в Главном корпусе музея, 2 этаж

Материал и техника: дерево (лиственница, сосна), металл, столярные работы (пиление, строгание), резьба

Размер: длина общая – 284см, ширина общая – 97см, высота – 38см, колесо: диаметр – 37см, толщина – 18см

Телега чурапчинских переселенцев

 Сегодня я хочу рассказать вам об одном из экспонатов нашего музея – свидетеле  трагических страниц в истории нашей республики. Это обычная  телега с деревянными колесами, изготовленная жителем  Чурапчинского района  Аммосовым Николаем Николаевичем – Торуойап Ньукулай  еще перед уходом на войну. Такие телеги – повозки и до этого времени были в широком распространении у жителей наслегов, занятых сельским хозяйством. У данной телеги настил сконструирован из трех досок – «сороковок», на двух концах доски закреплены обрезком тонкой жерди. На задней части настила имеется «возвышение» в виде отдельно распиленных и собранных в «квадрат» трех досок, под которыми прибит также обрезок жерди. Снаружи  колеса обиты железными полосками, у одного колеса их даже две. Передние два колеса по диаметру чуть меньше чем задние. Телега имеет две оси: переднюю и заднюю. К передней оси крепились оглобли. Ступицы колес  удерживаются с помощью втулки в виде треугольной плоской дощечки, воткнутой на концы каждой из осей. Предположительно, повозка  была сделана Аммосовым еще до войны и использовалась в его хозяйстве в качестве гужевого транспорта. Время, условия использования, хранения конечно наложили свой отпечаток: деревянные части телеги рассохлись, с многочисленными трещинами, конструкция расшатана.  Треснутые, расколотые колеса удерживаются лишь благодаря накрепко прибитым к ним, пусть и проржавевшим,  железным обручам.

Николай  Николаевич родился в 1904 г. в  местности Кюндюл 2-го Мельжехсинского наслега Мегинского (ныне Чурапчинского) улуса в обычной якутской семье.  Отца его в народе называли «Сотуукап оҕонньор» (Старик  Сотуков), предки были Сотуковыми.  По преданию,  дед Николая Николаевича у одного из богатых и знатных Аммосовых за полпуда сливочного масла купил для себя и своих потомков фамилию Аммосовых. Какое-то время его  называли «Второй Аммосов», с тех пор слово«Второй»  в якутском говоре приобрело название «Торуойап». Еще до войны Николай Николаевич – Торуойап Ньукулай вступил рядовым членом  в колхоз «Кыһыл Сис», и вскоре был признан одним из лучших работников.  В любом деле, будь это косьба, а тогда сено косили только ручным способом, или строительство различных построек, все у него получалось на отлично. Этому способствовала  совместная работа с мудрым и опытным наставником  Портнягиным  Михаилом  Андреевичем, народным  умельцем, мастером на все руки. Вместе они на основе сенокосилки придумали так называемую «лобогрейку» (лабыгырыайка), жнейку для срезки зерновых культур.  Это значительно облегчило работу по уборке урожая, проводившуюся серпами, и сэкономило время.  Дочь Николая Николаевича – Анна Николаевна,   рассказывала о мельнице, приводимой  в движение быком  в местности Чаппаада в Чурапче. При его участии были построены помещения для содержания скота – хотоны.

Н.Н. Аммосов – Торуойап Ньукулай (1904-1982)

Когда объявили о начале войны, Н.Н. Аммосов  через Чурапчинский РВК (райвоенкомат)  27 июня 1941 года был отправлен на  фронт. В составе 86-го стрелкового  полка  участвовал в Курской битве, оборонительных боях за г. Орел. В одном из ожесточенных боев  разорвавшимся снарядом ему  раздробило руку в области предплечья,   полгода пришлось ему  лечиться  в госпитале г. Горький.  За проявленное мужество стрелок Аммосов Н.Н.  был награжден орденом Славы III степени.  В январе 1944 г.,  уволенный  в запас  солдат,  вернулся инвалидом в родную Якутию.   Дома его оставались ждать жена с 4-мя детьми.

В Якутии в 1939-1942 гг.  из-за  засухи и неурожая начался массовый голод, стала увеличиваться смертность населения. В связи с создавшимся  положением, в целях спасения людей от голодной смерти, а также для развития рыбных промыслов, в сентябре 1942 г.  руководство республики решило переселить население Чурапчинского района в северные районы (Кобяйский, Жиганский и Булунский). По воспоминаниям свидетелей, весть о переселении была неожиданной, как гром среди ясного неба. Каждый из переезжавших должен был взять с собой груза не больше 16 кг, включая продукты. Люди  были вынуждены оставлять свои дома, имущество без присмотра. Просто подпирали двери домов и амбаров и уезжали.

Для предстоящей дороги, для транспортировки скудного домашнего скарба мужчины  мастерили   телеги, в которых  впрягали  быков. Колеса также изготавливались из дерева. В дороге от постоянного трения колеса начинали дымить и гореть.  Их то и дело смазывали  коровьим  навозом, чтобы хоть как-то «остудить» и предотвратить  дальнейшую поломку. Довольно часто приходилось брать топор, пилу и идти в лес, искать подходящее  дерево, распилить и начинать готовить новое колесо.  На это уходили силы, время, а до причала Нижнего Бестяха оставались многие километры. Расстояние от районного центра  Чурапчи до Нижнего Бестяха составляет  примерно 160 км. Ехали по-разному: от двух до трех-четырех суток. В таких условиях добирались многие жители Чурапчинского района, в том числе члены колхоза «Кыһыл сис» 2-го Мельжехсинского наслега. Среди них была и жена Николая Николаевича – Прасковья Константиновна со своими детьми. На барже они добрались до Кобяйского района, до Ситтинского наслега, где не было никаких условий для проживания.

Приехав на родину, и  узнав  о судьбе своих родных, Николай Николаевич первым делом сразу поехал к ним  в Кобяйский район.  Его встретили  голодные дети и  смертельно больная жена, которая спустя два дня  скончалась. Похоронив жену, Николай Николаевич  с детьми стали собираться в дорогу.  Аммосовы  остались жить  в с. Маймага Намского района.  Невзирая на то, что Николай Николаевич один воспитывал четверых детей,  его  направили работать в Сангарский  угольный рудник.  Четверо детей оставались жить одни в Маймаге.  В его отсутствие в  1948 г. от голода умерли его старшие дети: 17 – летний Егор и дочь Майя 14 лет.  Война, ранение, смерть родных людей – не многим  удалось бы  вынести такое горе, но Николай Николаевич  нашел в себе силы не пасть духом и продолжать жить ради двух младших дочерей – Арисы и Анны.  Вскоре он женился на Екатерине Васильевне из Маймагинского наслега, затем они всей семьей переехали в с. Хатырык Намского района. Николай Николаевич занимался строительством домов, различных построек. Талант строителя, плотника и столяра у него имелся с молодых лет.  Николай Николаевич  сам проектировал, сам строил, особенно хорошо  получались у него средства передвижения:  телеги и сани. В 1967  при его участии был построен Дом культуры, заложен оклад будущего музея М.К.Аммосова. Умер Аммосов Н.Н. в 1982г.  После его смерти, в углу двора оставалась храниться эта телега как напоминание о тех страшных годах, когда он потерял своих любимых и родных людей – жену и двух  детей.

Дочь Н.Н. Аммосова – Анна Николаевна

Уже позже, в 1990-ые годы житель с. Хатырык Дьяконов Василий Николаевич с разрешения Арисы Николаевны, восстановил телегу, подремонтировал и привел в рабочее состояние. В 1997 году в с. Хатырык во время  юбилейного ысыаха, посвященного 100-летию М.К.Аммосова, телегу использовали для постановки представления о переезде якутов  на летнее стойбище – сайылык. Быка запрягли в телегу, впереди его вел мальчик. На телеге расположились несколько женщин с вещами (узлами, утварью), за телегой шли якутские коровы. В том же году на берегу р. Лена телегу  снимали сотрудники кинокомпании “Сахафильм” для сюжета о чурапчинских переселенцах. Дьяконов В.Н., тогда руководивший драмкружком,  рассказал, что они планировали использовать телегу для съемок  художественных фильмов  “Маарыкчаан  ыччаттара”  и  “Күөх көппө”, но из-за некоторых обстоятельств первый фильм не удалось снять. Сзади телеги прибита алюминиевая табличка с надписью: “Арт. Бил-Ай (14.06.1997)” что означает “Артыыстаан, бил-ай (Занимаясь актерским мастерством, созидай, твори).

Табличка «Арт. Бил.Ай. 14.06.1997г.». Металл (алюминий), насечка

Историю телеги написала Илларионова Ю.В., хранитель отдела фондов музея