ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Слуцкий пояс

В фондах Якутского музея им. Ем. Ярославского хранится уникальный экспонат –слуцкий пояс. Каким образом данный предмет оказался в музее?

В 1950 году Якутский краеведческий музей получил письмо из Венгрии от Фени Федоровны Корниловой – Ракоши, жены генерального секретаря Венгерской коммунистической партии Матиаса Ракоши. Первая леди Венгрии родилась в с. Кыллаах Олекминского улуса в семье учителя. Отец – Федор Григорьевич Корнилов — первый якутский мелодист, композитор, музыкальный этнограф. Феня получила хорошее образование, окончила юридический факультет Московского университета. Активно работала в учреждениях образования и культуры молодой Якутской республики. В 1930-х г.г. жила в Москве, работала в органах юстиции, была председателем Центрального Совета профсоюза работников прокураторы. В 1943 г. вышла замуж за лидера венгерских коммунистов Матиаса Ракоши и переехала на родину мужа.

В своем письме Феня Федоровна просила отправить ей образцы якутских орнаментов. Работники Якутского музея откликнулись на просьбу своей землячки. Так началась многолетняя дружба. В ответ Феня Ракоши передала музею около 100 предметов прикладного искусства народов Венгрии, Румынии, Польши, Чехословакии, Албании, Болгарии, Китая, Кореи, Монголии. В Венгрии Феня Федоровна окончила Институт прикладного искусства, и из своих многочисленных поездок привозила ценные и действительно высокохудожественные вещи. Благодаря ее дарам в Якутском музее сложилась коллекция  уникальных образцов народного искусства: мужской слуцкий пояс, тончайшая скатерть албанской работы, вышивка двусторонней гладью, которую никто в мире не умел вышивать, кроме венгерских мастериц и другие.

В европейской моде ХVIII в. широкое распространение получили восточные шелковые пояса. Купцами были главным образом армяне, отчасти также турки, греки. В своей торгово-предпринимательской деятельности они были тесно связаны с Турцией и Персией. Большой спрос на восточные пояса, их высокая стоимость, увеличивающаяся благодаря значительным накладным расходам, побудили купцов переключиться с торговли на промышленную деятельность. Наиболее ранними фабриками, выпускавшими восточные тканые пояса, были фабрики польских армян в Константинополе и Львове. Их производство быстро распространилось в западных областях Украины-Галиции, Подолии и Волыни.

В Галиции возникает ряд производств кустарного типа, которые затем развиваются в персиарни. Росту производства поясов способствует галицийские магнаты. Они берут персиарни под свое покровительство.

Персиарня, выпускавшая высокохудожественные пояса, доставляла владетелю такую славу, как хороший конский завод или другие предприятия, связанные с бытом феодалов. В галицийских владениях Потоцких возникает ряд производств, выпускавших пояса. Известны предприятия кустарного типа в Станиславе, Бродах, Бучаче и др. Особую известность получила персиарня в Станиславе. В 40-х годах ХVIII века здесь поселился армянин Миссиорович, положивший начало выработке шелковых восточных поясов. Но более важное значение для производства поясов в Станиславе, а в последствии и Слуцке имела деятельность Яна Мажарского.

Ян Мажарский – талантливый мастер из Константинополя. Его деятельность создала славу производству поясов в Станиславе. Вскоре Станислав стал центром выработки шелковых поясов. Сюда для обучения направлялись мастера, работавшие в различных городах. Здесь наметился новый тип пояса, получивший свое полное развитие в Слуцке. В восточные образцы поясов были внесены изменения в размер пояса и в структуру орнамента,  в соответствии с местными вкусами и потребностями.

Пояса, изготовлявшиеся в Слуцке, были очень высокого качества и служили образцом для других фабрик. Слуцк — древний русский город в земле дреговичей. Впервые он упоминается в летописи под 6624 годом, т.е. 1116 годом, как собственность великого князя Киевского Владимира Мономаха. В 50-е г.г. ХVIII века князь Михаил – Казимир Радзивилл, воевода Виленский, основал в Слуцке фабрику поясов — персиарию. Для своей фабрики князь привез в Слуцк персов и турок. Они в начале и были единственными работниками, воссоздавшими на Слуцкой фабрике персидские и турецкие образцы. Но вскоре в Станислав были направлены для обучения молодые работники, и оттуда же было привезено оборудование. Через несколько лет фабрика стала обслуживаться местными силами, белорусскими рабочими, которые переняли и творчески переработали восточное ремесло, придав ему национальный колорит. Орнаментация всех частей пояса утратила восточную стилизацию и неподвижность. Она приобрела реалистические черты в трактовке, становясь более свободной.

Ткачеством в мануфактурах по изготовлению слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.

Слуцкая фабрика работала до 1844 г. После присоединения Белоруссии к России в начале  ХIХ в. было запрещено носить кафтаны. В связи с этим исчезла потребность в слуцких поясах, и выработка их прекратилась. Слуцкая фабрика стала выпускать узорчатые и золотые ткани, главным образцом для нужд церкви. Красота тканей слуцких поясов нередко приводила к их использованию в церковном быту. Из ткани слуцких поясов изготовлялись культовые одежды и предметы.

После того как слуцкие пояса перестали бытовать, они утратили свое прямое практическое назначение, однако их художественная ценность осталась неизменной. В ХIХ в. слуцкие пояса становятся предметом сбора для любителей- антикваров. Ими заинтересовались как художественной тканью, которая может быть использована для декоративных целей.

Позднее слуцкие пояса привлекли к себе внимание специалистов – искусствоведов, которые занялись изучением слуцких поясов как изделий художественного ткачества.

Во второй половине ХIХ в. начинается научное собирательство поясов, получившее развитие в ХХ веке. Слуцкие пояса коллекционируются музеями и отдельными лицами.

Так, например,  пояс,  хранящийся в нашем музее, представляет собой шелковую ткань, затканную золотой нитью. Размер пояса: длина – 353 см., ширина – 30 см. длина бахромы – 10 см. Возможно, он относится к особому виду слуцких поясов, так называемых «литых». Его лицевая сторона густо вышита серебряной нитью, так что почти не видна его шелковая основа. Середина заткана орнаментом в виде серебристых чешуек, окаймлена по краям растительным узором.  Оба конца пояса вытканы орнаментом в виде цветочного узора. На  одном конце пояса, в противоположных углах, вытканы по две латинские буквы «S F». Края пояса обшиты серебристой бахромой. Буквы «S F» могут быть расшифрованы как метка в латинской транскрипции «Sluciae fecit»-«Слуцк сделал».  Возможно, что пояса, носящие только одну метку «S F» и имеющие черты слуцкой продукции, являются изделиями Слуцкой персиарни.  Мастера ткали метку латинскими шрифтами или старославянскими буквами:  фамилию или просто инициалы владельцев фабрик, либо название места производства,  иногда встречаются пояса вообще без меток.  Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.

Слуцкие пояса хранятся во многих музеях: Государственный исторический музей в Москве, Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Белоруссии, Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе, Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины, Львовский исторический музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Минский областной краеведческий музей города Молодечно, Историко-археологический музей в Гродно, Белоруссия, Национальный музей в Варшаве, Белорусский национальный художественный музей, Слонимский краеведческий музей и др.

Слуцкий пояс, подаренный Ф.Ф. Корниловой – Ракоши, является уникальным экспонатом, представляющим высокое художественное мастерство белорусского народа.

Таким образом, в нашем музее можно ознакомиться с историей и культурой не только нашего края,  но и других народов мира.

Илларионова К.Г.,

старший научный сотрудник отдела фондов Якутского музея им. Ем.  Ярославского.

Использованная литература:
Л.И. Якунина. Слуцкие пояса. Издательство АН БССР. Минск, 1960 г.