ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Эмэгэт

Эмэгэт – шаманская антропоморфная медная фигурка. Была обнаружена в 1965 г. в мужском погребении в местности Ходуса Эбэ, Ожулунского наслега, Чурапчинского улуса  якутским археологом И.В. Константиновым.

Олицетворяет на шаманских костюмах главного духа – покровителя шамана.

Пекарский, в своем «Словаре якутского языка», пишет эмэгэт – дух, покровитель шамана, существо совершенно особое от аббасы (злые духи) и уёр (блуждающие души покойников).

Эмэгэт  – Н.А. Алексеев рассмотрел в своей работе в разделе «Шаманские атрибуты» как «изображение духа-покровителя шамана и олицетворением одного из антропоморфных духов-помощников шамана.

Здесь надо отметить,  что изображение эмэгэта нечасто встречается на якутских шаманских костюмах.  Считается, «что у якутов различались три категории шаманов : самые «последние» не имели духа-покровителя эмэгэт, средние и «великие» то есть, те чей дух-покровитель послан верховным божеством Улуу Тойоном».  (А. Бурыкин) . Если следовать, этой категории то : шаман который был похоронен в местности Ходуса Эбэ имел высокое происхождение и его эмэгэт был существом женского пола, по крайней мере И.В. Константинов так предполагал. Также описывал эмэгэт исследователь шаманизма  Л.Я. Штернберг –  Эмэгэт – дух женского пола, одна из дочерей хозяина верхнего «исступленного» неба.

Исследователи шаманизма не имеют однозначного мнения о происхождении медных фигурок – эмэгэт. Некоторые, считают их изображением духа живущего на верхнем небе и причиняющего людям сумасшествие и болезни психического характера. Притом поясняют,  что этот дух – всегда женского пола.

Как установлено по этнографическим наблюдениям, эмэгэт на якутских шаманских костюмах олицетворяет главного духа – покровителя шамана.

Другой вопрос, кто этот дух? Обитал ли он на верхнем небе, или это была душа умершего шамана из своего рода или душа шамана чужого рода,  а может быть и душа шамана другого народа? Более того, В. Серошевский отмечал, что эмэгэт, по большей части, душа, жившего некогда на земле шамана, а в исключительных случаях кто-либо из небожителей, но всегда второстепенных. Такой же точки зрения придерживался В. Трощанский.

Главным помощником якутского шамана был дух-покровитель, принудивший его исполнять роль посредника между людьми и различными сверхъестественными существами. Им обычно был один из умерших шаманов из рода, к которому принадлежал человек. К великим шаманам духи-покровители  приходили, превратившись в быка-пороза, жеребца, орла, лося, черного медведя и волка. К слабым шаманам покровители являлись в образе собаки, дятла, кукушки т .п. (Бравина Р.И. Шаманы избранники небес и духов).

Обозначений слова «эмэгэт» несколько и они практически тождественны, ясно одно – это дух-покровитель шамана, возможно женского или мужского пола.

  • Эмэгэт – дух первого шамана или удаганки, мать «эмэгэт», первый шаман – орел, женщина, мужчина из пары брат-сестра –  (мифическое).
  • Эмэгэт – дух женского пола, одна из дочерей хозяина верхнего «исступленного» неба, – Л.Я. Штернберг,
  • Первая шаманка женщина, получившая дар от орла, первые жрецы – женщины (Цыбиков , легенды бурят)
  • «Ирэр эмэгэт» – сумасшествующий дух, дух сумасшествия, блуждающий дух, живущий на верхнем небе (И.И. Попов, Васильев)
  • Родовой дух покровитель шамана – Р.И. Бравина, Серошевский, Трощанский, Приклонский, Михайловский, А. Чиркова.
  • Эмблема шамана, фигурка самого камлающего шамана (алтайские шаманы, С.Иванов)
  • Дух-покровитель, являющийся мужем или женой шамана («превращенные»  –  чукотские шаманы. В.Г. Богораз)
  • Дух-покровитель шамана из другого народа (якутские, эвенкийские шаманы)
  • Дух –покровитель шамана охраняющий его от болезни и бед (Северные шаманы, Ильяхов П.Н. )

Вот сколько пояснений и значений имеет небольшая фигурка из меди в костюме якутского шамана. Но, почему именно из медного сплава вырезалась фигурка эмэгэт?.  Это вопрос дальнейшего исследования костюма шамана. Здесь следует отметить, уникальный костюм (куму) якутского белого шамана который есть в фондах Иркутского музея. Этот плащ подарил Иркутскому музею якутский купец П.И. Захаров в 1884 г. Он полностью состоит из медных изделий присущих шаманской атрибутике, но в ней нет фигурки эмэгэта, зато есть изображение стерха тоже вырезанное из медного листа. Здесь можно вспомнить К, Уткина который писал “Удаганы перевоплощаются  в нужный момент в беломолочных птиц-стерхов или в грозных черных воронов”.

А.П. Абрамов, хранитель музейных предметов