ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского»
ГБУ РС(Я) «Якутский музей»
Экспонаты

Погребение собак

Найдено научным сотрудником Якутского музея В.В. Поповым в 2007 в местности Маайа Боччуотайа (Таттинский улус). 

         Собаки (кобель и самка) погребены внутри жилища круглой формы, лежат в анатомическом порядке на левом боку головой на север. Над каждой собакой – детская деревянная люлька.

         Шаман отдал собаки в жертву духам с целью прекращения детской смертности.

 

 

Способы погребения коней у древних саха (якутов)

С какой целью хоронили коней (лошадей):

  • как транспортное средство для поездки покойного в потусторонний мир (лошадь – божественное животное, дитя Айыы Дьесёгея);
  • основное богатство саха – табунное коневодство, поэтому в потустороннем мире продолжит земной образ жизни;
  • любимого коня, верного друга хоронили со всеми почестями;
  • в качестве жертвенной лошади хоолдьуга;
  • хоронили кости поминальной лошади, т.е. убитой в качестве пищи во время организации похорон.

 

СПОСОБЫ ПОГРЕБЕНИЯ КОНЕЙ (ЛОШАДЕЙ)

 

  • захоронение коня на поверхности земли в деревянном срубе;
  • захоронение лошади на арангасе (помост на деревянных столбах);
  • в могильной яме.

 

ТРУПОПОЛОЖЕНИЯ:

  • одиночное;
  • парное: напротив, друг к другу или рядышком;
  • рядом с покойником в могильной яме;
  • более двух лошадей.

 

Шаманское ритуальное дерево – кэрэх

Шаман при проведении обряда по случаю погребения человека в качестве жертвенного животного выбирал лошадь, при изгнании различных болезней или эпидемии лошадь или крупный рогатый скот определенной масти. Убивали жертву путем разрывания аорты, т.е. без механического воздействия на кости.

         Кэрэх – лиственничное дерево с признаками жертвоприношения, возле которого шаман провел обряд. На месте совершения обряда шаман выбирал лиственницу с двумя рассохами и с сучком по середине. На этот сучок насаживал деревянную палку куочай в сажень длиною, отделанную в виде стрелки. Шаман на выступающий сучок насаживал голову, а на палку куочай навешивал шкуру жертвенного животного. Деревянная стрелка указывает направление души умершего или болезни. Стрелка кэрэх погребения человека обычно имеет западное направление, обряд изгнания болезней северное.

         Даже в современное время можно увидеть в местах проживания саха кэрэх 18-19 веков возле погребений, поселений, на мысовидных возвышенностях и на видных местах древних дорог аартык