ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера
им. Ем. Ярославского»
Фарфоровый учебник истории

В небольшой коллекции фарфора, хранящейся в Якутском государственном музее, совершенно особое место занимают три скульптурки, которые, может быть, не выделяются среди первоклассных образцов отечественного фарфора художественными качествами, но для музея имеют значительную ценность в связи с тем, что являются частью известной серии фарфоровых фигур под названием «Народы России».

Идея выпуска статуэток по этой теме возникла ещё в 80-90-ые годы ХVIII века на Императорском фарфоровом заводе. В это период Российская держава стремительно расширялась в границах, присоединяя к себе все новые и новые территории. Интерес к быту разноплеменного населения отдаленных уголков России и привел к тому, что главный модельмейстер завода скульптор Ж.Д.Рашет разработал серию „Народы России“. Образцами для фигурок послужили иллюстации к книге И.Г.Георги „Описание обитающих в Российском государстве народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопримечательностей“ (Спб, 1776-1777). Фигурки мужчин и женщин – жителей севера Сибири, Поволжья, Средней Азии, Дальнего Востока, были вылеплены свободно стоящими на небольших круглых подставках. На национальность изображаемых фигурок, помимо костюма, указывали орудия труда, оружие или продукты промысла, которые каждая из них держала в руке.
Имеющиеся в запасниках Якутского музея три скульптуры – «Якутка», «Ламут», «Корякская женщина» — относятся уже к более позднему времени – к началу ХХ века. Дело в том, что уже в первой четверти ХIХ века вместо серии скульптур, посвященных народам России, художники Императорского форфорового завода стали выполнять этнографичекиские сюжеты на тарелках. И только в начале ХХ века возобновилась работа над большим ансамблевым замыслом. В 1907 году скульптурная местерская приступила к исполнению новой серии „Народы России“, по своей полноте, а также точности воспроизведения типов и костюмов превосходящей все предыдущие работы подобного характера. Из предварительного списка, насчитывавшего около 400 парных – мужских и женских фигур, было отобрано для исполнения 146 моделей. Создание моделей было поручено скульптору П.П.Каменскому. Художник должен был руководствоваться материалами и экспонатами Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого при Академии Наук и этнографического отдела Русского музея. Для наблюдения за точностью исполнения пригласили доктора филологии В.В.Радлова. Всего было сделано 70 фигур. Скульптуры разошлись по многим музеям, большая часть серии находится в фондах Эрмитажа.
Некоторые фигуры из этой серии повторялись в уменьшенном вдвое размере и предназначались для продажи (т.е. выпускались специально для коллекционирования и систематизации). Статуэтки, имеющиеся в коллекциях Якутского музея, относятся именно к этому варианту.
Фарфоровый эквивалент хранящихся в петербургских музеях экспонатов и иллюстраций получился гораздо живее и человечнее своих образцов. Возможно, это достигается за счет материала и объемной формы. Специфика исполнительского мастерства в фарфоровом производстве позволила варьировать раскраску фигурок. Их колорит не столько придерживался истинных цветов национального костюма, сколько стремился к самостоятельной гармонии. Различие материалов – ткани и меха – передано условно росписью или суховатым прорисованным рельефом. Особенности покроя костюмов выявлены в общих чертах.
Так, например, скульптура «Якутка» изображает женщину в шубе «бууктаах сон» коричневого цвета (что, в общем – то, не характерно для якутской одежды); рукава, подол и полы обшиты полосками меха (это выделено рельефно). Фигурные металлические бляшки, нашиваемые на полоску ткани по подолу и обшлагам шубы, стилизованы. Точно переданы фасон и украшение шапки «Дьабака», а также выдержано цветовое решение бисерного орнамента костюма.
С особой тщательностью, аккуратностью и достоверностью выполнена раскраска деталей костюма скульптуры «Ламут». Точно переданы цвет бисера, подшейного оленьего волоса, полосок ровдуги, украшающих кафтан, шапка – капор, нагрудник и чулки из камусов.
Третья скульптурка изображает женщину, которая занята обработкой кожи. Колорит, орнамент, украшения корякского национального костюма также достаточно ясно передаются в этой работе. Как правило, в скульптурах тело под одеждой не угадывается, а как бы составляет с ней монолитное целое, в чем усматривается близость этих произведений профессиональной скульптуры к народной глиняной пластике. Что интересно, характерные черты лица вырисованы очень точно и выразительно. И ещё один интересный момент. Некоторые заготовки, так называемое «белье» (ударение на первом слоге), к моменту Октябрьской революции оставались не раскрашенными и стали достоянием уже Ленинградского фарфорового завода им. Ломоносова. Их раскрашивали в 1917-18гг. по тем же эскизам, которые сделал П.П.Каменский. На дне подставки статуэтки «Корякская женщина» есть надпись «Made in Russia“ , т.е. Советская Россия отправляла эти статуэтки на экспорт.
Несомненно, смысл существования серии „Народы России“ был не только декоративный, художественный, но и просветительский, научно-популяризаторский: поведать широкой публике о том, как выглядят люди, населяющие необъятные просторы Отечества. Фарфоровый учебник этнографии сыграл свою скромную роль в культурном сближении народов России, способствовал воспитании в обществе уважения к их национальной самобытности.

Статуэтки из серии Народы России. Императорский фарфор завод. 1910-е гг
Быть может, мы и не увидели бы воочию странички этого удивительного фарфорового учебника, если бы не было у нас в Якутии замечательных людей, посвятивших свои силы и свои средства собиранию предметов художественной культуры, каковым являлся известный ученый, коллекционер М.Ф.Габышев. Именно из его коллекции попали к нам в музей статуэтки „Якутка“ и „Ламут“. Передал их музею в 1958 году его сын Л.М.Габышев. Третья статуэтка поступила в музей в 1960 году от Одинцовой В.М. Эти музейные предметы сейчас выставлены в постоянной экспозиции музея, привлекая неизменное внимание и интерес посетителей.

А.Н.Решетникова, заместитель директора по научной работе

2012 год