ГБУ РС(Я) «Якутский государственный объединенный музей
истории и культуры народов Севера
им. Ем. Ярославского»
Слуцкий пояс

В фондах Якутского государственного музея им. Ем. Ярославского хранится уникальный экспонат – слуцкий пояс. Каким образом данный предмет оказался в музее?

3

В 1950 г. Якутский краеведческий музей получил письмо из Венгрии от Фени Федоровны Корниловой-Ракоши, жены генерального секретаря Венгерской коммунистической партии Матиаса Ракоши. Первая леди Венгрии родилась в с. Кыллаах Олекминского улуса в семье учителя. Отец – Федор Григорьевич Корнилов — первый якутский мелодист, композитор, музыкальный этнограф. Феня получила хорошее образование, окончила юридический факультет Московского университета. Активно работала в учреждениях образования и культуры молодой Якутской республики. В 1930-х гг. жила в Москве, работала в органах юстиции, была председателем Центрального Совета профсоюза работников прокураторы. В 1943 г. вышла замуж за лидера венгерских коммунистов Матиаса Ракоши и переехала на родину мужа.

2

В своем письме Феня Федоровна просила отправить ей образцы якутских орнаментов. Работники Якутского музея откликнулись на просьбу своей землячки. Так началась многолетняя дружба. В ответ Феня Ракоши передала музею около 100 предметов прикладного искусства народов Венгрии, Румынии, Польши, Чехословакии, Албании, Болгарии, Китая, Кореи, Монголии. В Венгрии Феня Федоровна окончила Институт прикладного искусства, и из своих многочисленных поездок привозила ценные и действительно высокохудожественные вещи. Благодаря ее дарам в Якутском музее сложилась коллекция уникальных образцов народного искусства: мужской слуцкий пояс, тончайшая скатерть албанской работы, вышивка двусторонней гладью, которую никто в мире не умел вышивать, кроме венгерских мастериц и другие.

1

В европейской моде ХVIII в. широкое распространение получили восточные шелковые пояса. Купцами были, главным образом, армяне, отчасти также турки, греки. В своей торгово-предпринимательской деятельности они были тесно связаны с Турцией и Персией. Большой спрос на восточные пояса, их высокая стоимость, увеличивающаяся благодаря значительным накладным расходам, побудили купцов переключиться с торговли на промышленную деятельность. Наиболее ранними фабриками, выпускавшими восточные тканые пояса, были фабрики польских армян в Константинополе и Львове. Их производство быстро распространилось в западных областях Украины — Галиции, Подолии и Волыни.

В Галиции возникает ряд производств кустарного типа, которые затем развиваются в персиарни. Росту производства поясов способствует галицийские магнаты. Они берут персиарни под свое покровительство.

Персиарня, выпускавшая высокохудожественные пояса, доставляла владетелю такую славу, как хороший конский завод или другие предприятия, связанные с бытом феодалов. В галицийских владениях Потоцких возникает ряд производств, выпускавших пояса. Известны предприятия кустарного типа в Станиславе, Бродах, Бучаче и др. Особую известность получила персиарня в Станиславе. В 40-х гг. ХVIII века здесь поселился армянин Миссиорович, положивший начало выработке шелковых восточных поясов. Но более важное значение для производства поясов в Станиславе, а в последствии и Слуцке имела деятельность Яна Мажарского.

Ян Мажарский — талантливый мастер из Константинополя. Его деятельность создала славу производству поясов в Станиславе. Оно быстро развивалось, и вскоре Станислав стал центром выработки шелковых поясов. Сюда для обучения направлялись мастера, работавшие в различных городах. Здесь наметился новый тип пояса, получивший свое полное развитие в Слуцке. В восточные образцы поясов были внесены изменения в размер пояса и в структуру орнамента, в соответствии с местными вкусами и потребностями.

Пояса, изготовлявшиеся в Слуцке, были очень высокого качества и служили образцом для других фабрик. Слуцк — древний русский город в земле дреговичей. Впервые он упоминается в летописи под 6624 годом, т.е. 1116 годом, как собственность великого князя Киевского Владимира Мономаха. В 50-е гг. ХVIII века князь Михаил – Казимир Радзивилл, воевода Виленский, основал в Слуцке фабрику поясов — персиарию. Для своей фабрики князь привез в Слуцк персов и турок. Они в начале и были единственными работниками, воссоздавшими на Слуцкой фабрике персидские и турецкие образцы. Но вскоре в Станислав были направлены для обучения молодые работники, и оттуда же было привезено оборудование. Через несколько лет фабрика стала обслуживаться местными силами, белорусскими рабочими, которые переняли и творчески переработали восточное ремесло, придав ему национальный колорит. Орнаментация всех частей пояса утратила восточную стилизацию и неподвижность. Она приобрела реалистические черты в трактовке, становясь более свободной.

Ткачеством в мануфактурах по изготовлению слуцких поясов занимались только мужчины. Было принято считать, что при прикосновении женской руки к золотым и серебряным нитям они потускнеют и пояс будет испорчен. При участии в праздниках пояс повязывался наружу золотой, красной частью пояса; при трауре использовалась чёрная сторона пояса; при повседневной носке, как правило, зелёная, серая. На изготовление одного пояса уходило от 400 до 800 граммов золота. Стоимость пояса составляла от 5 до 50 дукатов (один дукат равнялся 3 золотым рублям). Цена в злотых доходила до 1000, что приблизительно равнялось годовому доходу офицера армии Речи Посполитой.

Слуцкая фабрика работала до 1844 г. После присоединения Белоруссии к России в начале ХIХ в. было запрещено носить кафтаны. В связи с этим исчезла потребность в слуцких поясах, и выработка их прекратилась. Слуцкая фабрика стала выпускать узорчатые и золотые ткани, главным образцом для нужд церкви. Красота тканей слуцких поясов нередко приводила к их использованию в церковном быту. Из ткани слуцких поясов изготовлялись культовые одежды и предметы.

После того, как слуцкие пояса перестали бытовать, они утратили свое прямое практическое назначение, однако их художественная ценность осталась неизменной.

В ХIХ в. слуцкие пояса становятся предметом сбора для любителей- антикваров. Ими заинтересовались как художественной тканью, которая может быть использована для декоративных целей. Позднее слуцкие пояса привлекли к себе внимание специалистов-искусствоведов, которые занялись изучением слуцких поясов как изделий художественного ткачества.

Во второй половине ХIХ в. начинается научное собирательство поясов, получившее развитие в ХХ в. Слуцкие пояса коллекционируются музеями и отдельными лицами. Так, например, пояс, хранящийся в нашем музее, представляет собой шелковую ткань, затканную золотой нитью. Размер пояса: длина – 353см., ширина – 30см. длина бахромы — 10см. Возможно, он относится к особому виду слуцких поясов, так называемых «литых». Его лицевая сторона густо вышита серебряной нитью так, что почти не видна его шелковая основа. Середина заткана орнаментом в виде серебристых чешуек, окаймлена по краям растительным узором. Оба конца пояса вытканы орнаментом в виде цветочного узора. На одном конце пояса, в противоположных углах, вытканы по две латинские буквы «S F». Края пояса обшиты серебристой бахромой. Буквы «S F» могут быть расшифрованы как метка в латинской транскрипции «Sluciae fecit» — «Слуцк сделал». Возможно, что пояса, носящие только одну метку «S F» и имеющие черты слуцкой продукции, являются изделиями Слуцкой персиарни. Мастера ткали метку латинскими шрифтами или старославянскими буквами: фамилию или просто инициалы владельцев фабрик, либо название места производства, иногда встречаются пояса вообще без меток. Технологии ткачества, которые использовались при производстве слуцких поясов, ныне утеряны.

Музеи, в собраниях которых хранятся слуцкие пояса: Государственный исторический музей в Москве, Музей древней белорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Белоруссии, Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге, Музей имени Ивана Луцкевича в Вильнюсе, Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины, Львовский исторический музей, Смоленский государственный музей-заповедник, Минский областной краеведческий музей города Молодечно, Историко-археологический музей в Гродно, Белоруссия, Национальный музей в Варшаве, Белорусский национальный художественный музей, Слонимский краеведческий музей.

Слуцкий пояс, подаренный Ф.Ф. Корниловой-Ракоши, является уникальным экспонатом, представляющим высокое художественное мастерство белорусского народа.

Таким образом, в нашем музее можно ознакомиться с историей не только нашего края, но и историей других народов мира.

К.Г. ИЛЛАРИОНОВА,
хранитель фондов

2012 год

Литература

1. Якунина Л.И. Слуцкие пояса. Минск: Изд-во АН БССР, 1960.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Слуцкий_пояс